Ключевский В.О. Очерки и речи

— 406 — недоразумѣніѳ, но и народное настроеніе. Съ этой народно- психологической стороны его могутъ изучать и люди, кото- рые не признаютъ себя компетентными знатоками церков- ной исторіи и цѳрковнаго права. Этой народно-психологи- ческой своей стороной расколъ и соприкасался очень тѣсно съ западнымъ вліяніѳмъ, какъ оно дѣйствовало въ Россіи XVII в. Выясняя это соприкосновеніе, мы коснемся явленій тоже церковно-историческихъ и большею частью тоже довольно извѣстныхъ, но рѣже разсматриваемыхъ съ народно-психо- логической стороны. Такія, повидимому разнородный и далекія другъ отъ друга движенія, какъ западное вліяніе въ Россіи и русскій церковный расколъ, встрѣтились при посредствѣ одного не- доразумѣнія. Призраки, какъ извѣстно, нерѣдко принимаются за дѣйствительныя явленія и производятъ дѣйствительныя, не призрачныя слѣдствія. Ближайшею причиной двнженія во имя стараго обряда была тревога, вызванная въ русскомъ церковномъ обществѣ новшествами, какія начались въ рус- ской Церкви около половины XVII вѣка при патріархѣ Іосифѣ и продолжались при его преемникѣ патріархѣ Ни- конѣ. Многіе испугались при мысли, что и эти церковный новшества идутъ изъ одного источника съ военными и дру- гими новинами, какія тогда проводились или только допу- скались свѣтскою властью, что. и русской Церкви грозить опасность отъ латинства, вліяніе ісотораго по нуждамъ госу- дарства или по прихотямъ слабыхъ людей было допущено въ мірское общество. Въ этомъ и состояло недоразумѣніе, которое привело западное вліяніе въ прямое соприкосновеніе съ старообрядческими страхами русскаго церковнаго обще- ства. Церковный новшества совсѣмъ не были дѣломъ этого вліянія, даже были именно противъ него и направлены, служили подготовительными средствами для борьбы съ тѣми гибельными слѣдствіями, какихъ опасались отъ него для русской церковной жизни. Произошло это такимъ образомъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1