Ключевский В.О. Очерки и речи

— 407 — Два глубокія впечатлѣнія вынѳсла Московская Русь изъ -событій конца XYI и начала XYII в. Во-первыхъ, значи- тельная часть русскаго православнаго народа была отторг- нута отъ русской православной Церкви и загнана посред- ствомъ уніи подъ власть римскаго напы. Во-вторыхъ, сама Московская Русь, преемница православной Византіи, едва не попала подъ ту же власть, когда подъ направленными изъ Рима польскими ударами гибла ея политическая само- стоятельность. Изъ обоихъ этихъ впечатлѣній въ русскомъ православномъ обществѣ скоро сложилось представленіе о страшномъ напорѣ, какой задуманъ и готовится латинскимъ Западомъ на православный Востокъ. Успѣхи католической лиги въ первый періодъ Тридцатилѣтнѳй войны, какъ бы ни были скудны и смутны доходившія до Москвы вѣсти изъ Германіи, могли только поддерживать и усиливать это опа- сѳніе. Да и самъ протестантскій герой этой войны, король Густавъ-Адольфъ, прямо указывали царю Михаилу на вели- кую опасность, какою грозилъ католическій папско-габс- бургско -по льскій союзъ не только протестантству, но и гре- ческой вѣрѣ, называли свое войско передовою стѣною Рус- скаго царства и вразумляли московское правительство, какъ необходимо сосѣдямъ загорѣвшагося дома носить воду и тушить пожаръ, чтобы свое уберечь. Опасеніе увеличива- лось усиленными наплывомъ въ Москву того же Запада, хотя преимущественно люторскаго, не папежскаго, но все же ■еретическаго. Въ виду поднимавшейся грозы, русское цер- ковное общество насторожилось, начало собираться съ силами и прибираться, готовясь къ борьбѣ и внимательнѣе присма- триваясь къ своими недостатками. Острыми проявленіемъ этой религіозной опасливости было постановление москов- ским церковнаго собора 1620 г. перекрещивать обращав- шихся въ православіе католиковъ, уніатовъ, протестантовъ, даже православныхъ бѣлоруссовъ-обливанцевъ. Плодотворнѣе могло, быть пробужденіе потребности осмотрѣться, замѣтить и исправить свои недостатки. Къ этому порядку явленій

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1