Ключевский В.О. Очерки и речи

— 408 — можно отнести извѣстів Олѳарія о томъ, что въ его время, т.-е. около половины XVII вѣка, русскіе стали строже преж- няго соблюдать праздники, что натріархъ запретилъ откры- вать въ праздничные дни лавки, мастѳрскія и питейныя заведенія, особенно въ часы церковной службы. Онъ лее разсказываетъ о поднятомъ церковною властью прѳслѣдова- ніи инструментальной музыки, подъ которую по улицамъ и кабакамъ распѣвали непристойным пѣсни: патріархъ запре- тилъ это, приказалъ даже произвести въ Москвѣ обыскъ по домамъ и отобрать найденные музыкальные инструменты, которые потомъ вывезены были на пяти возахъ за Москву- рѣку и сожжены. Въ виду господства церковной обрядности въ древней Руси молено было бы думать, что въ древне- русскомъ храмѣ царили строгое благочиніе и полное благо- говѣніѳ. Такъ было далеко не вездѣ и не всегда. Современ- наго молящагося съ его привычкой сосредоточенно настрои- ваться и созерцательно углубляться въ себя подъ стройные звуки церковнаго чтенія и пѣнія, при торжественномъ без- молвіи предстоящихъ, смутили бы многія довольно обычныя явленія, допускавшіяся тогда при церковной слулебѣ: среди молящихся шныряли и шумѣли ребята, бродили сборщики съ тарелками, ползали по полу и пищали калѣки, кривля- лись юродивые, кричали кликуши, перекорялись богадѣлен- ные старцы и старицы, въ церкви слышались говоръ, смѣхъ, аффектированные вздохи святошъ, „власы растящихъ и бо- сыхъ ходящихъ“. Мелсду тѣмъ на клиросахъ шли свои без- порядки: для ускоренія службы ее отправляли голосовъ въ пять— въ шесть разомъ, одни читали, другіе пѣли, діаконъ говорилъ эктиньи, священникъ возгласы — все это вмѣстѣ, одновременно, такъ что ничего нельзя было разобрать, осо- бенно при тогдашней манерѣ пѣть, растягивая слова до безсмыслія, „съ рыканіемъ неподобными". Теперь начали исправлять эти недостатки, прося совѣта и указаній у вос- ючныхъ патріарховъ, и въ февралѣ 1651 г. соборъ русскихъ архіереевъ постановили пѣть въ церквахъ чинно, безмятежно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1