Ключевский В.О. Очерки и речи

— 409 и единогласно и читать въ одинъ голосъ, тихо и неспѣшно. Въ учащенныхъ сношеніяхъ съ восточными патріархами по поводу исправленія домашнихъ цѳрковныхъ порядковъ сказалась другая еще болѣе важная потребность, почувство- вавшаяся при подготовкѣ къ борьбѣ съ латинскимъ Запа- домъ — потребность сблизиться съ настоящимъ, дѣйствитель- нымъ православными Востокомъ. У насъ благоговѣйно чтили и лучше знали Востокъ идеальный, библейскій, міръ чудесъ и евангельскихъ сказаній, откуда шло ученіе апостоловъ, св. отецъ и сѳдми вселенскихъ соборовъ. О дѣйствительномъ Востокѣ у насъ говорили, что тамъ „вѣра православная испроказилась махметовой прелестью безбожныхъ агарянъ“, о восточныхъ христіанахъ судили преимущественно по тѣмъ пришельцами изъ Греціи, которые иногда поди самозванно присвоенными названіями митрополитовъ и епископовъ то и дѣло проѣзжали черезъ Путивль въ Москву попросить здѣсь милостыни и поторговать святынями и разрѣшитедь- ными отъ грѣховъ грамотами. Изъ своихъ хожденій по свя- тыми мѣстамъ Востока двевнерусскій паломникъ приносили больше чудѳсныхъ разсказовъ и священныхъ воспоминаній, чѣмъ наблюденій надъ людьми и порядками, какіе ему тамъ встрѣчались. Теперь понадобился п дѣйствительный, налич- ный православный Востокъ: хотѣли лучше узнать его и стать къ нему ближе, чтобы найти тамъ вспомогательный средства и союзниковъ для борьбы съ общими врагомъ. Все чаще появлялись въ Москвѣ восточные іерархи съ просьбами и предложеніями; все чаще обращались изъ Москвы на Востокъ къ греческими іерархамъ съ запросами по церковными ну- ждами и недоумѣніямъ. Это сближеніе съ православными Востокомъ сопровожда- лось значительными и много обѣщавшими успѣхами русскаго религіознаго самосознанія. Во-первыхъ, начали расширяться или проясняться взглядъ русскаго церковнаго общества на свое положеніе. Внѣшнія бѣдствія, постигавшія Россію и Византію, уединяли русскую Церковь, ослабляя духовное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1