Ключевский В.О. Очерки и речи

— 410 — общѳніе ея еъ церквами правосдавнаго Востока. Это уѳди- неніе помутило въ русскомъ церковномъ обществѣ идею Церкви вселенской, подставивъ подъ нее мысль о Церкви русской, какъ единственной православной, замѣнившей собою Церковь вселенскую. Тогда авторитетъ вселенскаго христіан- скаго преданія сталъ закрываться авторитетомъ мѣстной русской церковной старины и грозила опасность — признать мѣстное національное вѣропониманіе мѣриломъ христіанской истины. Это опасное недоразумѣніе и устранялось пробуди- вшеюся потребностью въ болѣе живомъ общеніи и дружномъ совмѣстномъ дѣйствіи съ другими православными обществами. Изъ Москвы просили, съ Востока присылали въ Москву полемическіе трактаты противъ католиковъ, греческія „би- блѣи супротивъ латинъ“; въ Москву старались залупить ученыхъ грековъ, которые могли бы переводить книги съ греческаго языка на славянскій „на латинскія ереси“. Съ другой стороны, навстрѣчу московскимъ поискамъ за свѣ- томъ на Востокѣ оттуда шли внушенія самой Москвѣ стать источникомъ свѣта для всего православнаго Востока. Этотъ порабощенный и бѣдный Востокъ невольно обращалъ взоры на столицу единственнаго независимаго православнаго госу- дарства, которое могло объединить и направлять силы пра- вославія въ борьбѣ съ его противниками и сосредоточить въ себѣ необходимый для того духовно - образовательный средства, стать питомникомъ и разсадникомъ духовнаго про- свѣщенія для всего православнаго міра, основать высшее духовное училище для всего православнаго Востока и за- вести греческую типографію. И вотъ, приблизительно съ конца XYI в., восточные іерархи отъ времени до вре- мени указывали московскому правительству на то, какъ у нихъ, на Востокѣ, источникъ мудрости грозитъ из сякнуть до основанія, какъ у нихъ оскудѣло духовное просвѣщбніе; святоотеческія творенія, печатаемый въ нѣмецкихъ и латин- скихъ типографіяхъ, портятся врагами православія, а гре- камъ турки, по йаговбрамъ нѣмцевъ, не позволяютъ печа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1