Ключевский В.О. Очерки и речи

— 34 — ментаріовъ, что „общество" можетъ существовать только при условіи жертвы, когда члены его сознаютъ обязанность жертвовать частнымъ интересомъ интересу общему, что уже первоначальное, естественное общество человѣческое, семейство, основано на жергвѣ, ибо огецъ и мать пере- стаютъ жить для самихъ себя, что общество тѣмъ ісрѣпче, чѣмъ яснѣе между его членами сознаніе, что основа обще- ства есть «жертва», что «европейское качество всегда тор- жествовало надъ азіатскимъ количествомъ» и что это ка- чество состоитъ въ «перевѣсѣ силъ нраветвенныхъ надъ матеріальными», что величіе древней Руси заключалось въ сознаніи своихъ несовершенствъ, въ сбереженной ею спо- собности не мириться со зломъ, въ искреинемъ и горя- чемъ исканіи выхода въ положеніе лучшее посредствомъ просвѣщенія. Все это, повторяю, довольно элементарно, но все это должно быть продумано на студенческой скамьѣ и только на ней можетъ быть продумано, какъ слѣдуетъ. Въ дѣтствѣ, помню, гдѣ-то я видѣлъ старинным колонны, обвитыя вьющимся растеніемъ. Свѣжая жизнь бѣжала по холодному мрамору старины и такъ стройно обвивала его, что мнѣ казалось, будто эти вьющіеся побѣги растутъ изъ самого мрамора. Когда я вслушивался, какъ Соловьевъ перевивалъ факты нашей исторіи общими историческими идеями, своею прагматикой и моралистикой, мнѣ не разъ вспоминались эти старыя колонны съ обвивающими ихъ побѣгами вьющагося растенія и мнѣ думалось, что эти идеи органически выростами изъ объясняемыхъ ими фактовъ. Вотъ что счелъ я небезполезнымъ въ день памяти Со- ловьева припомнить объ его унпворсптотскомъ преиодаватель- ствѣ. Сколько знаю, Соловьевъ никогда не былъ учителемъ среднеучебнаго заведенія ; оиъ вездѣ, гдѣ преподавалъ, былъ профессоромъ. Но его университетсісій ісурсъ помо- гаетъ уяснить отношеніе гимназическаго преподавапія исто - pin къ университетскому. Мы знаемъ разницу между тѣмъ и другимъ ; но у того и другого есть и точка соприісосно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1