Ключевский В.О. Очерки и речи

— 412 — Ънцфаній Славинѳцкій съ товарищами, между прочими, так- же „ради наученія славяно-россійскаго народа дѣтей еллин- скому наказанію“, а ближній постельничій царя Ѳ. М. Рти- щевъ, выполняя давнюю просьбу Петра Могилы устроить въ Москвѣ особую обитель, подобную кіевскому Братскому монастырю, гдѣ бы старцы этого монастыря учили русское юношество грамотѣ греческой и славянской, вызвалъ въ построенный имъ подъ москвой Андреевскій монастырь до 30 учѳныхъ старцевъ съ юга. Такъ въ Москвѣ появилось значительное число учителей „свободныхъ мудростей 11 . Добро- вольно или по властному нриглашенію того же Ртищева, который и самъ принялся учиться у кіевлянъ греческой грамотѣ, шла къ нимъ въ науку и московская молодежь. Устроилась и греко-латинская школа, которой управляли упомянутый грекъ Арсеній. Съ другой стороны, о необходи- мости и душевной пользѣ школьныхъ наукъ велась у насъ настойчивая нроповѣдь въ учительныхъ и учѳбныхъ книгахъ, печатавшихся въ Москвѣ по благословенно церковной власти, особенно въ Славянской грамматикѣ, изданной въ 1648 г. Въ эіихъ книгахъ, въ предисловіяхъ или послѣсловіяхъ, читали, что для того, чтобы обученіе грамотѣ послужило не къ посрамленію учениковъ, а къ просвѣщенію ихъ ра- зума, необходимо напередъ самимъ учителями научиться различать ять съ естѳмъ и не писать одного вмѣсто дру- гого, что грамматическое любомудріе смыслу сердецъ нашихъ просвѣтительно и безъ него „кто и мняся вѣдѣти, ничтоже вѣсть “ , что грамматика— „руководитель неблазненъ во вся- кое благочестіе, вождь къ боговидному смотрѣнію и предив- ному и неприступному богословію, блаженныя и всечестнѣй- шія философіи открытіе и всеродное проразумѣніе", — сло- вомъ, это „блаженная и святая книга". И этого еще мало: въ предисловии къ грамматикѣ 1648 г. написано, что знаме- нитые отцы Церкви и учители благочестія Василій Великій, Григорій Богословъ и многіе другіе прилежно изучали не только грамматику, но и риторику, софистику, философію,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1