Ключевский В.О. Очерки и речи

— 417 не позналъ и добраго ученья у нихъ нѣтъ; теперь я уго- ждаю Ѳ. Ртищеву, боясь его, а впредь учиться никакъ не хочу, да и кто по-латыни ни учился, тотъ съ праваго пути совратился 1'. — Заботили наишхъ собесѣдниковъ два другихъ молодыхъ человѣка, Зеркальниковъ и Озеровъ, которые также учились въ Москвѣ по-латыни, только безъ ихъ раздумья, но не довольствуясь тѣмъ, хотѣли ѣхать доучиваться въ самый Кіевъ и со слезами умоляли своего духовника отпу- стить ихъ туда. Дьячекъ Костка упрашивалъ этого духов- ника: не отпускай ихъ Бога ради, Богъ на твоей душѣ того взыщетъ. Но все тотъ же Ѳ. Ртищевъ выхлопоталъ имъ проѣзжую грамоту, и они-таки уѣхали доучиваться у кіев- скихъ стардевъ по-латыни. — Да и о томъ вспомяни прото- попу, — продолжалъ Лучка внушать Косткѣ, — какъ бы ихъ до Кіева не допустить и воротить назадъ, а то какъ вы- учатся они въ Кіевѣ, да вернутся въ Москву, будутъ отъ нихъ великія хлопоты; и такъ ужъ они всѣхъ укоряютъ и ни во что ставятъ благочестивыхъ протопоповъ Ивана и Степана (Неронова и Вонифатьѳва) и другихъ, говорятъ про нихъ: враки они вракаютъ, слушать у нихъ нечего и себѣ имени ие дѣлаютъ, учатъ просто, сами ничего не зна- ютъ, чему учатъ. Чего опасались эти робкіе молодые поборники праваго пути? Какое „ еретичество “ подозрѣвали они въ греческой грамотѣ и въ какую сторону могла совратить латынь съ праваго пути? Сколько-нибудь внятно у собесѣдниковъ вы- сказалась одна тревожная мысль; ихъ заботило одно важное нравственное неудобство, которыми грозило научное обра- зованіе, принесенное новыми учителями: знакомство съ но- вою наукой возбуждало въ русской учащейся молодежи и именно въ учившейся искренно, безъ раздумья, ученое само- мнѣніе и заносчивую критику всѣми признанныхъ доморо- щенныхъ авторитетовъ. Скептики вродѣ нашихъ собесѣдни- ковъ думали, что сѣмя этого порока лежало въ новой наукѣ, въ самой ея природѣ, тогда какъ его надобно было искать 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1