Ключевский В.О. Очерки и речи

— 418 — въ положеніи дѣла, и яорокъ, какъ нлевелъ, вырасталъ изъ почвы, недостаточно подготовленной къ носѣву. Научное образованіе приносилось въ Россію со стороны, а не выра- батывалось самобытными умственными уеиліями общества, не являлось плодомъ самобытно пробужденной умственной дѣятельности, а навязывалось государствомъ, какъ одно изъ средствъ защиты и укрѣпленія существующаго порядка. Гдѣ запасъ образовательныхъ средствъ накопляется постепенно собственными усиліями общества, тамъ усвоеніе его ложится на подрастающія поколѣнія, какъ наслѣдственная натураль- ная повинность, какъ естественная обязанность дѣтей про- должать дѣло отцовъ, и потому помогаетъ имъ дружно ша- гать въ ногу со старшими, поддерживая и улучшая суще- ствующій порядокъ. Гдѣ, напротивъ, оно является извнѣ падающимъ на головы налогомъ, какъ было у насъ въ XYII вѣкѣ, тамъ лица, которымъ прежде другихъ прихо- дится или удается усвоять его, становятся въ исключитель- ное положеніе, невольно выдѣляются изъ общаго строя. Младшіе, обладая тѣмъ, чего не имѣютъ отцы, чувствуютъ свое превосходство передъ старшими, а зная, что оно прі- обрѣтено тяготой, какой не песли отцы, требуютъ отъ стар- шихъ благодарнаго признанія своего превосходства. ЬІовыя знанія и понятія становятся отличіемъ и исключеніемъ. Какъ отличіе, они питаютъ гордость въ ихъ носителяхъ, а какъ исключеніе, ставятъ ихъ въ оппозицію существующему по- рядку, который они призваны поддерживать и укрѣплять своими новыми знаніями и понятіями. Гордость немногихъ раздражаетъ всѣхъ противъ ихъ притязаній, а это раздра- женіе заставляетъ первыхъ отчуждаться отъ окружающихъ и изъ блюстителей и друзей порядка превращаетъ ихъ въ его критиковъ и недруговъ. Такимъ образомъ, достиженіе цѣли заимствуемаго образованія затрудняется: количество умственныхъ силъ въ обществѣ увеличивается, но нравствен- ная жизнь его отъ недостатка единодушія разлаживается. Со временемъ опытъ однихъ и снисходительное терпѣніе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1