Ключевский В.О. Очерки и речи

— 42,0 — Западъ Русь издавна привыкла считать настоящимъ цар- ствомъ м і р а сего, гдѣ живутъ, по нашимъ космографіямъ XYII вѣка, людіе величавы и горды и оманчивы и на бра- нѳхъ храбры, піють же зѣло много, ісъ похотемъ тѣлеснымъ и ко всякимъ сластемъ слабы, и вся творятъ по своей воли, ко ученію искательны и къ мудростямъ и ко всякимъ нау- камъ тщательны, отъ благочестія же заблудилися, вѣру лее имутъ различныхъ ересей. Съ этой точки зрѣнія истолковы- валась вся обстановка, въ какой являлось въ Москвѣ новое образованіе. Первыми проводниками его были пріѣзлеіе кіе- влянѳ и греки. Но при указанной особенности тогдашняго мышленія съ именѳмъ кіевлянина соединялось въ Москвѣ представленіе объ „юнитѣ“, уніатѣ, и еще помнили указъ 1627 г., запрещавшій держать въ церквахъ и частныхъ до- махъ какія бы то ни было книги литовской печати, какъ подозрительный въ религіозномъ отноіненіи. Люди малораз- борчивые, какъ извѣстные намъ московскіѳ собесѣдники 1650 года, прямо обзывали еретиками находившихся тогда въ Москвѣ кіевскихъ ученыхъ стардевъ: и бояринъ Б. И. Морозовъ, шептались они между собой, дерлситъ отца духов- наго только „для прилики людской", а кіевлянъ началъ леало- вать, — явное дѣло, туда лее уклонился, къ такимъ лее ересямъ. Къ грекамъ, къ ихъ богословскому правомыслію, въ Москвѣ давно улее питали недовѣріѳ, смѣшанное съ состраданіемъ къ ихъ жалкому нолонсенію. Московскіѳ оппоненты западно- русскаго богослова Лаврентія Зизанія, препираясь съ нимъ въ 1627 г. по поводу его Катихизиса, говорили ему: „мы новыхъ грѳческихъ книгъ не пріемлемъ, потому что греки нынѣ живутъ въ тѣснотахъ великихъ между невѣрными, и по своихъ воляхъ пѳчатати имъ книгъ своихъ не умѣть, и для того вводятъ иныя вѣры въ переводы (изданіяі грече- скаго языка, что хотятъ". И въ Москвѣ были извѣетны на- блюденія, подобный тѣмъ, какія поразили другого западно- русскаго богослова того времени — Мелетія Смотрицкаго, во время его поѣздки по греческому Востоку: онъ находилъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1