Ключевский В.О. Очерки и речи

— 421 — тамъ вездѣ невѣжество, крайній упадокъ православія й нрав- ственности, слѣды латинства не только между мірянами, но и между православными іерархами. Итакъ, латинскій Западъ, полонивъ православный грече- скій Востокъ, слалъ свою науку на русскій Сѣверъ, по- слѣдній оплотъ православія: въ такомъ видѣ представлялось положеніе дѣла многимъ русскимъ людямъ около половины XYII в. При незнакомствѣ съ содержаніемъ этой западной науки, на Руси имѣли кое-какое понятіе о ея духѣ и на- правленіи, даже объ ея происхожденіи. Въ переводныхъ кос- мографіяхъ читали, что изначала каждому народу дана своя кхитрость», которой онъ по своимъ наклонностями приле- жали сердцемъ: еллинамъ — премногое творчествіе, философ- ство и риторское витійство, персами же и вавилонянами — звѣздословіе и небесный бѣгъ, египтянами— геометр ія, еже есть землемѣріе. Однако, всѣ эти народы осуетились по- мыслами и вмѣсто того, чтобы прославить благого «хитре- ца» Бога, безумно поклонились твари и жертвы ей при- несли. Впрочемъ, многіе изъ философовъ были воздерж- ники и чистое житіе имѣли, всячески удаляясь женолюбія и винопитія, и многимъ изъ нихъ человѣколюбивый Боги попустили среди ихъ изысканій и истины коснуться, и на- зывались они философами и смотревѣдцами. Нѣкоторые изъ нихъ и сказали, что философія или любомудріе состоитъ изъ семи мудростей, въ числѣ которыхъ рядомъ съ діалек- тикой, что есть препинательное толкованіе, коимъ изы- скуется истина, значится и «софистикія», открывающая едва постижимое человѣческому естеству, и то только лю- дямъ, которые разумомъ зѣло остры и многоучены. Эти всѣ мудрости, составляя одну общую «еллинскую мудрость», отъ древнихъ философовъ и премудрыхъ богословцевъ пе- решли въ западныя страны Европіи, третьей части земли, части сына Ноева Афета, гдѣ люди зѣло премудры и вся- кой хитрости умѣтельны, и завели они различный училища, изъ коихъ знатнѣйшее въ землѣ Галліи вечерней, во градѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1