Ключевский В.О. Очерки и речи

нѣкоемъ Парисѣ латинскомъ языкомъ именуется академія, сирѣчь соборное училище, въ немъ же ученіе всѣхъ ремествъ, грамматики, философіи и звѣдочетій различныхъ. Нѣкогда по наущенію папы римскаго школъ монастыри (школьмей- стеры), сирѣчь учители разныхъ ремествъ, возстали про- тивъ государя своего, и вышло на королевское убивство 80 тыс. однихъ штудентовъ, сирѣчь учениковъ, и «вси вкупѣ нзбіены быша во единъ часъ». Прежде всѣ эти за- падный страны, Италія, Испанія, Германія и иныя нѣмецкія страны, истое крещеніе пріяли и всѣ одинаково содержали православную вѣру многія лѣта, нынѣ же, по наущенію діа волю, разсѣялись въ различный ереси, пріявъ учителей по своимъ слабостямъ, и каждый изъ нихъ свое мудрствовали, какъ хотѣлъ, и по этимъ учителями они вѣры свои назы- вать стали: одни зовутся папежниками, другіе— люторями третьи — колвинцами и гусатями, отъ нѣкіихъ еретикъ Кол-, вина и Яна Гуса и отъ Филиппа нѣкоего, рекомаго Ме- лентора (Меланхтона), и многіе народы совратились сла- бости ради, отеческія преданія и церковный пѣнія и посты перемѣнили; только россійскія страны содержать прежнее православіе, отъ грековъ пріятое. Такъ представляли себѣ русскіе книжники XYII в. про- исхожденіе и характеръ западной науки. Своеволіе и пыт- ливость, не знающая своихъ границъ, признаны были ея отличительными свойствами. Эти свойства очень претили древне русскому уму, воспитанному въ смиреномудріи, въ недовѣріи къ собственными силами, въ мысли объ Откро- веніи, какъ руководителѣ, указывающемъ и цѣли, и предѣлы человѣческаго разумѣнія. Какъ отрицательный черты, эти свойства неизмѣнно входили въ древне-русскія изображе- нія нормальнаго, свыше просвѣщаемаго пониманія. Поэтому боязливое чувство овладѣвало древне-русскимъ человѣкомъ XYI или XYII в. при мысли о риторской и философской мудрости: все это - — - дѣло грѣшнаго ума, не руководимаго Откровеніемъ, предоставленнаго самому себѣ, на волю вѣт-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1