Ключевский В.О. Очерки и речи

— 424 части русскаго общества: пытливый и своевольный разумъ, пытающійся святотатственно проникнуть въ заповѣдныя тай- ны бытія и мірозданія и перѳдѣлать по-своему то и другое, противопоставлѳнъ былъ разуму, плѣненному въ послуша- ніѳ вѣры и руководимому Откровеніемъ; при этомъ было признано, что первый есть духъ западной латинской науки и жизни, а второй составляетъ душу восточнаго греко- россійскаго православія; первому усвоенъ былъ характеръ хищный и разрушительный, завоевательный и душегуби- тельный, въ противоположность характеру второго — при- мирительному и самоотверженному, благодатно-зиждитель- ному и душеспасительному. Такая постановка дана была борьбой съ западнымъ вліяніемъ къ Россіи XYII в. вѣчному вопросу о взаимномъ отношеніи разума и вѣры: два брат- ски-родственные міра, западный и восточный, были поссо- рены; два пониманія, обращенный на совершенно различные предметы и долженствующія поддерживать другъ друга ( поставлены были въ отношеніе взаимнаго отриданія, какъ непримиримые принципы двухъ враждебныхъ историческихъ міровъ; двѣ благотворнѣйшія силы человѣческаго духа, вѣ- ра и разумъ, самой природою своей предназначеныя къ дружному союзничеству и на союзѣ которыхъ держится гармонія и полнота духовной жизни, превратились въ про- тивостороинія житейскія направлѳнія, въ несходныя и не- соизмѣримыя міровоззрѣнія, даже болѣѳ того, были при- знаны какими-то враждебными стихіями свѣта и тьмы, вѣчно борющимися, но одинаково ожесточенными и грозными на- чалами добра и зла, дѣлающими человѣка разорванною жертвой своей борьбы, — дальній отзвукъ старой дуалисти- ческой сказки, придуманной для педагогическаго застращи- ванія дѣтскаго воображѳнія міросозерцаніемъ болѣе меч- тавшаго, чѣмъ размышлявшаго языческаго Востока. Эта антитеза сыграла видную и печальную роль въ драмѣ старообрядчества, послужила наиболѣе понятнымъ и внуши- тельнымъ девизомъ на его знамени. Вѣра и разумъ, наука и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1