Ключевский В.О. Очерки и речи

— 425 — Откровеиіе— это группы слишкомъ отвлеченныхъ понятій, чтобы стать живыми стимулами дѣятѳльности для простого русскаго человѣка XVII вѣка: онѣ требуютъ напряженной вдумчивости, мало говорятъ чувству, еще меньше вообра- жение, зато такъ нетруденъ выборъ между враждебнымъ, еретическимъ Западомъ и роднымъ, правовѣрнымъ Восто- комъ. Таковъ методъ наивнаго мышленія: противную идею, опасное начало оно облекаетъ въ конкретный, наглядный образъ житейскаго врага, чтобы возбудить надлежащую знергію для борьбы съ нимъ, подобно тому, какъ въ Па- терикѣ Печерскомъ бѣсъ является древнему кіевскому ино- ку въ образѣ ляха. Понятія, чувства и отношенія надобно перерядить въ куклы, чтобы сдѣлать доступными дѣтско- му пониманію. Именно въ старообрядческой письменности встрѣчаемъ едва ли не самое раннее и рѣзкое выраженіе этой принципіальной противоноложности между Западомъ и Востокомъ. Съ какимъ негодованіемъ пишетъ діаконъ Ѳе- доръ, одинъ изъ первыхъ расколоучителей, о соблазнѣ, идущемъ съ Запада, объ этой «пестрой антихристовой пре- лести»: «скверные поляки, нѣмды и прочіе безбожные язы- ки яко благодѣтели пріемлются и честію веліею почита- ются, — сплелись западные съ восточными». Въ мирномъ международномъ сближеніи старообрядцу чудилась опасная встрѣча двухъ враждебныхъ историческихъ міровъ, въ ко- торыхъ онъ подозрѣвалъ противоположные склады быта, непримиримые житейскіѳ принципы. Въ малоизвѣстномъ ста- рообрядческомъ житіи пустынника Кирилла, подвизавше- гося въ Олонецкомъ краю на рѣкѣ Сунѣ, на островѣ Ви- данскомъ, потомъ захваченнаго и унесеннаго первою волной етарообрядческаго движенія (умеръ на Выгу въ 1688 г.), есть любопытное мѣсто, гдѣ еще прямѣѳ выражена та же мысль. Разсказывая о томъ, какъ со вступлѳніемъ на нов- городскую каѳедру (въ 1664 г.) митрополита Питирима,. «мужа гнѣва и ярости полнаго и новостей любителя усерд- наго», усилились въ той епархіи гоненія на раскольниковъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1