Ключевский В.О. Очерки и речи

— 426 — какъ разыгрался «пламень мучительства», краснорѣчивый жизнеописателъ патетически восклицаетъ: «О немилости- ваго ліянія крови дражайшихъ чадъ твоихъ, Сіонѳ! не къ тому проповѣдашеся восточный законъ благодатный, но за- падный ратный, всюду бо мучительства мечь играніе, вся темницы во градѣхъ и въ селѣхъ наполнишася христіанъ, — - проповѣдницы западныхъ новинъ яростію, а не кротостію дышаху, біеніемъ и ранами, а не ученіемъ увѣщаваху». Ужъ какъ нескупа была до-никоновская Русь на біеніе и раны, какъ на средство самоусовершенствованія, а когда понадобилось пріобщить никоніанъ къ западному ратному духу, это воспитательное средство безраздѣльно уступлено было латинскому Западу. Такъ изъ свѣжихъ еще историческихъ воспоминаній, изъ тревожныхъ наблюденій и непровѣренныхъ впечатлѣній, изъ недодуманныхъ соображеній и вѣроисповѣдныхъ пред- убѣжденій, изъ научныхъ хлопотъ и раздумій, кристал- лизовавшихся вокругъ фантастическаго представленія о папѣ римскомъ, центральномъ пугалѣ встревоженнаго воображе- нія, сложилось народно-психологическое настроеніе, кото- рое можно назвать латипобоязнъю. Церковный новшества патріарха Никона, бывшія усиленнымъ продолженіемъ до него начатаго обновленія русской церковной жизни, могли только поддержать и усилить это настроеніе. Эти новше ства подходили подъ готовую категорію тогдашняго мыш- ленія, приходились какъ разъ по мѣркѣ, какую тогда лю били прикладывать къ новымъ явленіямъ люди, ждавшіе съ часу на часу, что приняты будутъ правительствомъ ино- странные обычаи. Въ порывистой энергіи Никона, въ кру- тости его характера, въ торжественной пышности, съ какою онъ являлся предъ. народомъ, съ самой обстановкѣ, какою онъ окружалъ свои нововведенія, этимъ людямъ чу- ялся тотъ самый «западный ратный духъ», котораго они такъ боялись. Каждая подробность, намекавшая на связь съ латинствомъ, неосторожное слово, простое совпадете

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1