Ключевский В.О. Очерки и речи

— 428 — о католическомъ источникѣ своихъ новшѳствъ, Никонъ самъ напросился на свое сопоставленіе съ папой римскимъ, ска- завъ въ запальчивости одному изъ своихъ враговъ: «папу за доброе отчего не почитать? тамъ верховные апостолы Петръ и Павелъ, а онъ у нихъ служить». Висеръ былъ брошенъ несвоевременно и неумѣстно. Впрочемъ, не латинобоязнь, не эта раскольничья сказка о католическомъ происхожденіи никоновскихъ новшествъ была рѣшительнымъ народно-психологическомъ моментомъ въ происхожденіи раскола, рѣшившимъ его отпаденіе отъ православной русской Церкви. Никонъ преобразовывалъ церковный обрядъ. Слѣпые или озлобленные люди обозва- ли этотъ преобразованный обрядъ латинскимъ и самого преобразователя прозвали «папежскимъ ревнителемъ». Воз- ставая противъ якобы-латинскихъ новшествъ Никона, го- ворили въ свое оправданіе, что эти новшества — латинскія, а на самомъ дѣлѣ возставали противъ нихъ потому, что они — новшества. Рѣшался вопросъ не о латинизаціи право- славной греко-россійской Церкви, а о народно-нсихологи- ческомъ значеніи церковнаго обряда. У. Въ изложенныхъ очеркахъ шла рѣчь о томъ, какъ, съ ка- кими колебаніями и сомнѣніями русское общество ХУІІ в. сближалось съ западной Европой и привыкало къ ея куль- турѣ, заимствуя у нея и житейскія удобства, даже кое- какія научныя познанія вмѣстѣ съ техническими военными и промышленными средствами, какъ потомъ началъ овладѣ- вать этимъ обществомъ страхъ нредъ западнымъ вліяніемъ по мѣрѣ того, какъ росло подозрѣніе, что это еретиче- ское вліяніе есть скрытая пружина и церковныхъ нововве- деній, тогда же начавшихся. Теперь остается прослѣдить иослѣдній моментъ изучаемаго процесса, — видѣть, какъ рус- ское церковное общество, поднимаясь на борьбу противъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1