Ключевский В.О. Очерки и речи

— 432 — значенія, церковный обрядъ имѣетъ еще свою исторію и свою нсихологію. Съ этой историко- психологической точки зрѣнія, дѣло представляется значительно слояснѣе. Съ этой стороны недостаточно обозначить послѣдній моменте вырожденія обрядности, превращеніе ея въ безсознательное безсмысленное волхвованіе: необходимо прослѣдить весь процессъ порчи съ его мотивами и симптомами. Этотъ про- цессъ слагался не только изъ потемнѣнія религіознаго созна- нія, но и изъ постепеннаго замиранія религіознаго чувства. Здѣсь будете нелишнимъ высказать нѣсколько мыслей объ отношеніи церковнаго обряда къ религіозному чувству! иоложѳнныхъ въ основаніе дальнѣйшаго разсужденія. Надобно различать, да едва ли кто и станете смѣшивать, богословское пониманіе догмата и нравственно-религіозное чувство долга, заповѣди, вытекающей изъ догмата. Это раз- личіе сводится къ неодинаковымъ способамъ усвоенія исти- ны сознаніемъ, разумомъ, и волей, житейской практикой. Для сознанія достаточно извѣстнаго усилія мысли и памя- ти, чтобы понять и запомнить истину. Но этого очень мало, чтобы сдѣлать истину руководительницей воли, направитель- ницей жизни цѣлыхъ обществъ. Для этого нужно облечь истину въ извѣстныя формы, обряды, разработать въ дис- циплину, въ систему общедоступныхъ и общеобязательныхъ правилъ съ уставнымъ порядкомъ ихъ разучиванія и испол- ненія, создать цѣлое устройство, которое непрерывнымъ потокомъ надлежащихъ впечатлѣній и внушеній приводило бы наши мысли въ извѣстный порядокъ, наши чувства въ извѣстноѳ настроеніе, долбило бы и размягчало нашу гру- бую природу и такимъ образомъ посредствомъ непрѳрыв- наго упражненія и навыка превращало бы требованія истины въ насущную нравственную потребность, въ непроизвольное влеченіѳ воли. Сколько прекрасныхъ истинъ, озарявшихъ умъ человѣческій и способныхъ освѣтить и согрѣть люд- ское общежитіе, погибло безслѣдно для него только пото- му, что онѣ не успѣли во-время облечься въ такое устрой-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1