Ключевский В.О. Очерки и речи

— 433 — ство и иосредствомъ его не были достаточно разучены людьми! Такъ не въ одной религіи, — такъ и во всемъ, во всѣхъ житейскихъ отношеніяхъ нравственнаго, эстетиче- скаго, соціальнаго, даже матеріальнаго порядка. Какой угод- но великолѣпный музыкальный мотивъ не произведетъ на насъ надлежащаго художественна™ впечатлѣнія въ томъ простомъ схематическомъ видѣ, въ какомъ онъ родится въ художествен- номъ воображеніи композитора: его надобно разработать, положить на инструмента или на цѣлый оркестра повторить на десятокъ ладовъ и варіацій и разыграть передъ дѣлымъ собраніемъ, гдѣ маленькій восторгъ каждаго слушателя эпи- демически заразитъ его сосѣдей справа и слѣва и изъ этихъ маленькихъ личныхъ восторговъ составится громадное об- щее впечатлѣніе, которое каждый унесетъ къ себѣ домой и много дней будетъ имъ обороняться отъ невзгодъ и по- шлостей ежедневной жизни. Люди, слышавшіе нагорную про- повѣдь Христа, давно умерли и унесли съ собой пережитое ими впечатлѣніе; но и мы переживаемъ долю этого впечат- лѣнія, благодаря тому, что текста этой проповѣди внесенъ въ чинъ нашего богослуженія. Обрядъ или текста— это своего рода приборъ, въ которомъ отпечатлѣлся и застылъ нравственный момента, когда-то вызвавшій въ людяхъ доб- рый дѣла и чувства. Этихъ людей давно нѣтъ и момента не повторился; но помощію обряда или текста, въ который онъ скрылся отъ людского забвенія, мы по мѣрѣ желанія воспроизводимъ его и по степени своего нравственнаго раз- вита переживаемъ его дѣйствіе. Изъ такихъ обрядовъ, обычаевъ, условныхъ отношѳній и приличій, преданій и изре- ченій, въ которыя разновременно въ продолженіе вѣковъ отливались капля по каплѣ мысли и чувства, улучшавшія жизнь людей или призывашія къ ея улучшенію, постепен- но путемъ колебаній, борьбы и крови складывалось обиход- ное содержите людского общежитія, сплетались его про- стѣйшія ежедневный связи. Трудно предвидѣть, каковъ бу- детъ человѣкъ черезъ тысячу лѣтъ; но отнимите у совре- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1