Ключевский В.О. Очерки и речи

434 — меннаго человѣка этотъ медленно и трудно нажитой скарбъ обрядовъ, обычаевъ, всякихъ условностей,— и онъ расте- ряется, утратитъ все свое житейское умѣнье, не будетъ знать, какъ обойтись съ ближнимъ, и принужденъ будетъ все начинать сызнова, подобно Сизифу повторительно вта- скивать на гору бремя своего существованія. Итакъ, церковный обрядъ важенъ въ двухъ отношеніяхъ: какъ выразитель религіознаго [мотива или момента и какъ хранитель того и другого, посредствомъ котораго ихъ можно воспроизводить. Въ обоихъ отношеніяхъ онъ служилъ всно- могательнымъ средствомъ вѣроученія. Люди, творившіе этотъ обрядъ, самымъ процессомъ этого творчества не- вольно углублялись въ смыслъ того, что хотѣли запечат- лѣть этимъ обрядомъ, подобно тому какъ писатель, взявъ въ руку перо, чтобъ изложить задуманную мысль, чувст- вуетъ потребность еще разъ и глубже вдуматься въ нее, чтобы найти ей наиболѣе подходящее выраженіе, Люди, получавшіе готовый обрядъ, вмѣстѣ съ нимъ наслѣдовали и запечатлѣнное въ немъ религіозно-нравственное достоя- ніе, выработанное его творцами. Мы поймемъ важность этого охранительнаго или передаточнаго значенія обряда, припомнивъ, что для народныхъ христіанскихъ массъ онъ долго служилъ наиболѣе доступнымъ религіозно-воспита- тельнымъ средствомъ. Это обстоятельство имѣетъ большое значеніѳ въ исторіи русскаго церковнаго обряда. Новыя церковныя общества нравославнаго Востока, въ томъ числѣ и русское, не участвовали въ созданіи своего богослужебнаго чина или участвовали въ немъ лишь внесе- ніемъ малозначительныхъ подробностей и измѣнѳній. Они приняли этотъ чинъ отъ старшихъ обществъ, непосред- ственныхъ преемниковъ древнихъ христіанскихъ общинъ. Древніе христіане, создававшіе христианское богослуженіе, были люди съ напряженнымъ рѳлигіознымъ чувствомъ и созерцательнымъ направленіемъ религіозной мысли. Выходя изъ своихъ священныхъ подземелій по окончаніи вечерней

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1