Ключевский В.О. Очерки и речи

общественной молитвы и глядя на заходящее солнце, они видѣли въ его горизонтальныхъ лучахъ невѳчерніи свѣтъ тріипостаснаго Божества и пѣли Свѣте тихій. Евангельское восноминаніе, новая догматическая идея, возвѣщенная въ поученіи или посланіи учителя или собора, новая мучени- ческая гробница, появлявшаяся въ нишахъ священнаго под- земелья, особенное настроеніе, овладѣвавшее обществомъ по какому-либо случаю — все это оставляло по себѣ слѣдъ въ церковномъ обрядѣ, богослужебномъ пѣснопѣніи, иконо- писномъ изображеніи. Такъ въ богослуженіи тѣхъ христіанъ отливалась ихъ собственная религіозная жизнь, все ихъ мі- росозерцаніе; совершая его, они воспроизводили въ зву- кахъ и наглядныхъ образахъ свои собственный вѣрованія и чаянія, свои воспоминанія и настроенія, исповѣдническіе подвиги и поученія своихъ старшихъ братій и отцовъ — на свѣжихъ или незабытыхъ еще могилахъ тѣхъ и другихъ. Да и богослулсебная форма была для нихъ не столысо обрядомъ, символомъ, сколько простой дѣйствительной обстановкой ихъ религіозной жизни, требованіемъ или необходимостью ихъ положенія: при обхожденіи гробовъ мучѳниковъ и учи- телей съ благоговѣйнымъ номинальными привѣтствіемъ въ темныхъ переходахъ катакомбы пресвитеру по необходи- мости нредшествовалъ діаконъ со свѣтилъникомъ въ рукѣ. Среди новыхъ народовъ восточной Европы, всѣхъ этихъ болгаръ, сербовъ, русскихъ варяговъ, полянъ, сѣверянъ, христианство вошло въ новый міръ, совершенно чуждый тому, гдѣ оно родилось и первонально распространялось. Эти народы улсе не застали христіанства апостольскаго и святоотеческаго, и самыя страны, гдѣ они окончательно основались ко времени принятія христианства, не были поп- рищемъ дѣятельности апостоловъ и св. отцовъ. Древняя Русь помнила эту свою географическую и историческую отдаленность отъ первоначальной родины христіанства, и ея писатели, обсуждая судьбы своего отечества, не разъ останавливались мыслію на томъ, что оно позднѣе другихъ 28 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1