Ключевский В.О. Очерки и речи

— 440 — До XV в. русская Церковъ оставалась послушной до- черью Византіи, своей митрополіи, которая ставила ей митрополитовъ, давала церковные законы, устанавливала весь чинъ ея церковной жизни. Авторитетъ греческаго нравославія стоялъ у насъ незыблемо многіе вѣка. Но съ XV в. онъ началъ колебаться съ обѣихъ сторонъ, и съ греческой, и съ русской, и болѣе всего пошатнуло его принятіе греками флорентійской уніи. За византійскую іерархію съ такимъ довѣріемъ держались у насъ въ борьбѣ съ латин- скимъ Западомъ, а она, эта іерархія, сама отдалась латин- скому папѣ, головой выдала ему восточное православіе, на- сажденное апостолами, утвержденное св. отцами и седмію вселенскими соборами, подослала въ Москву злокозненнаго врага, сатанина сына митрополита Исидора съ латинскимъ крыжемъ, и еслибъ не великій князь московскій и всея Руси Василій Васильевичъ, обличившій діавольскаго пре- лестника, олатынилъ бы онъ русскую Церковь, исказилъ бы наше древнее благочѳстіе, насажденное св. княземъ Влади- міромъ. Вскорѣ Царьградъ попалъ въ руки поганыхъ сы- роядцевъ, агарянскихъ внуковъ. На Руси, уже привыкшей посматривать на грековъ свысока и подозрительно, въ этомъ несчастіи Царьграда увидѣли кару Божію за то, что онъ нокинулъ православіе и соединился съ латиной: такъ поняли на Руси смыслъ этого событія. ГІомеркъ тогда въ глазахъ Руси свѣтъ православнаго Востока. Старыя свѣтила благо- чѳстія подернулись мракомъ. Одинокой почувствовала себя православная Русь во всемъ поднебесномъ мірѣ. Митропо- литы ея перестали ставиться въ Царьградѣ, перестали ѣздить туда и принимать участіе въ засѣданіяхъ тамошняго пат- ріаршаго собора. Фактически русская митронолія стала неза- висимой отъ цареградскаго патріарха. Сношѳнія со всѣми восточными патріархами были затруднены турецкимъ игомъ. Каноническое общѳніе русской Церкви съ восточными сла- бѣло все болѣе. Идея вселенской Церкви стала мутиться въ русскихъ умахъ, и рѣдкій обмѣнъ случайными грамотами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1