Ключевский В.О. Очерки и речи

_ 444 — что и была, и заслуживала вторыми небомъ нарицаться. И при этомъ вся она исполнена была единымъ благочестіемъ, царствовало въ ней пречудное согласіе пресвѣтлаго право- славія, и не между своими только, но и съ древлевосточной св. Церковію, отъ которой всепрекрасно озарилась она свѣтомъ православія, всепрекрасно соединяли ее златоткан- ныя связи согласія, тамъ и здѣсь тѣ же догматы, та же вѣра, тѣ же законы и уставы святые — и на Востокѣ и въ Россіи, и въ Сіонѣ и въ Россіи, и въ древлегреческой и въ россій- ской Церкви, по апостольскому слову: едипъ Господь , едина вѣра, едино крещеніе. Не зѣло прилежала Россія къ словес- нымъ наукамъ академитовъ, не изощрялась въ высокоумныхъ мудроплетеніяхъ софистическихъ, зато благоревностно и неблазненно содержала здравую вѣру, простое благочестіе и столь твердо и непоколебимо, что въ такое долгое вре- мя никому не попустила замутить россійское благовѣріе непотребными новшествами, но соблюдала въ чистотѣ отъ всякаго плевелоученія ниву пресвѣтлаго православія, всегда метая въ небесныя житницы всеобильные колосья преочи- щенной пшеницы. Нѣтъ въ ней города, гдѣ бы не было святаго, въ нетлѣнныхъ мощахъ почивающаго, но есть го- рода, гдѣ они многоцѣлебно покоятся по два, по три, по десяти и болѣѳ; они соединяютъ земное съ небеснымъ, рос- сійскихъ людей съ самимъ Христомъ — единое стадо анге- ловъ и человѣковъ, дивный и предивный міръ, всепрекра- сное соединеніе, общеніе воистину превожделѣнное, испол- ненное славы преестественной, которой не только земные люди, но и ангелы небесные всепрелюбезно наслаждались, веѳсладкую эту пѣснь воспѣвая: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ. Эта детальная апоѳеоза дониконовской Руси нельзя ска- зать чтобъ отличалась скромностью политической или ре- лигіозной; но по основной мысли она согласна со взглядомъ на древнерусское благочестіе, высказанными въ немногихъ словахъ самимъ царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ на цер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1