Ключевский В.О. Очерки и речи

— 445 — ковномъ соборѣ 1667 г. С. Денисовъ выразилъ только цер- ковно-патріотическіѳ помыслы и чувства, которыми пита- лось сознаніе русскаго церковнаго общества съ половины XV до половины XVII. в. Легко понять, на какой высокій само- увѣренный тонъ оно настроивалось. Основнымъ мотивомъ этого настроенія была мысль, что русская помѣстная Цер- ковь обладаетъ всей полнотой христіанскаго вселенскаго сознанія и только она одна ею обладаетъ, что православная Русь, оставшись единственной въ мірѣ и полной обла- дательницей христіанской истины, чистаго православія, есть потому вполнѣ себѣ довлѣющая Церковь, ибо русское цер- ковное общество уже восприняло все, что нужно для спа- сенія вѣрующаго, и ему больше нечему учиться, нечего и не у кого больше заимствовать въ дѣлахъ вѣры, а остается только бережно хранить воспринятое вселенское сокрови- ще. Изъ этой мысли посредствомъ нѣкоторой перестановки понятій національное самомнѣніе вывело заключеніе, что христианство, которыми обладаетъ Русь, со всѣми его мѣст- ными особенностями и даже съ туземною степенью его по- ниманія, есть единственное въ мірѣ истинное христианство, что другого чистаго православія, кромѣ русскаго, нѣтъ и быть не можетъ. Какъ скоро христианская истина была при- знана національной монополіей, мѣстное религиозное пони- маніе должно было стать мѣриломъ самой христіанской исти- ны; идея вселенской Церкви замкнулась въ тѣсные геогра- фическіе предѣлы одной изъ церквей помѣстныхъ, и вселен- ское религіозное сознаніе заключено было въ узкій круго- зоръ людей извѣстнаго мѣста и времени. Такъ потерянъ былъ истинный критѳрій религіознаго пониманія, какими служить для помѣстныхъ церквей религіозное сознаніе все- ленской Церкви, авторитетомъ которой исправляются мѣст- ныя церковный заблужденія. Какъ скоро мѣстное религіоз- ное сознаніе было признано мѣриломъ христианской истины, руководствомъ для самого мѣстнаго сознанія стала мѣстная церковная старина. Русскими -церковными обществомъ было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1