Ключевский В.О. Очерки и речи

— 449 — ослушниковъ церковной власти. Тогда ревнители старой вѣры, иноки и міряне, разбѣгались по окрестнымъ селамъ и иногда, бродя многолюдствомъ, нѳлѣностно о древнемъ благочестіи всеблагодатиое простирали слово, со умиле- ніемъ и слезами поучали, съ рыданіемъ молили простыхъ людей крѣпко стоять за древнее благочестіе, никоновыхъ новшѳствъ опасно беречься, отъ Церкви удаляться, у свя- щенниковъ не причащаться и въ дома ихъ не пускать; люди же, видя богорадное житіе нроповѣдника и его крѣпкое о благочестіи стояніе, ученіе его сладко принимали и отъ ни- коновыхъ новинъ удалялись. Упомянутый уже Кириллъ, нодвизавшійся въ построенной имъ олонецкой т пустынѣ на р. Сунѣ, простой селянинъ по происхожденію, спокойно хозяйничали себѣ на своей мельницѣ, на расчищенныхъ или прикупленныхъ нивахъ и пожняхъ, на благоустроен- номъ скотномъ дворѣ , не тревожась созванными Никономъ церковными соборами объ исправленіи богослужебныхъ книгъ и обрядовъ. Но пришелъ въ пустыню изъ г. Олонца посадскій скотопромышленникъ Пуллоевъ, купилъ у Кирилла скота для торговли и, взявъ книгу Ефрема Сирина, просвѣ- тилъ хозяина насчетъ начавшагося отступленія Россіи отъ православія. Такъ повѣствуетъ неизданное житіе Кирилла. Распропагандировавъ простодушнаго пустынника, поселивъ смуту и уныніе въ его мирной пустынѣ, этотъ Пуллоевъ „мужъ благъ и нисаній вѣдущій", ходилъ по олонецкимъ селамъ съ проповѣдью древняго благочестія, составилъ сборище послѣдователей и гдѣ-то въ горахъ устроилъ огромную „гарь“, „огнемъ скончавшеся за древлецерковное благочестіё съ тысящею христіанскаго народа", какъ раз- сказываетъ о томъ И. Филипповъ въ своей Исторіи Выговской пустыни. Въ томъ же житіи Кирилла находимъ характерное указаніе на городскихъ начетчиковъ, какъ главныхъ сѣяте- лей старообрядческой смуты, и на первоначальное равно- душіе сельскаго люда къ начинавшемуся церковному бро- женію. Собравшись бѣжать изъ своей пустыни отъ угро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1