Ключевский В.О. Очерки и речи

450 — жавшихъ древлѳцерковному благочестію опасностей, Ки- риллъ раздумался и говорили сами себѣ: „А мы бѣдные что сотворимн? еще у меня во обители стали и люди неедино- мысленны, не вен внимаша о ученіи древняго благочестія, что градскихъ и грамотныхъ людей не обрѣталося, но все простые и поселяне и не внимаша сему ученію и не вра- зумляется сему, ни во что же сего полагаша, видя обитель свою всякими изобиліями обагощающуюся, и умъ клоняшеся къ житейскими вещами, а не ко страданію за древлецерков- ное благочестіе“. Вп средѣ этихи городскихи и монастырскихп начетчиковп и сложилось своеобразное отношеніе ки церковному обряду. Они твердо знали весь церковный порядокн, святцы и уставн; молитва Іисусова не сходила у нихи си языка; ви дополне- ніе ки общественному богослуженію согласно си Домостро- еми они ежедневно справляли домашнее или келейное пра- вило, прочитывали часы, вечерню и павечерницу, каноны, кондаки и икосы; но это благочестивое занятіе, не питае- мое совокупностью нравственныхн стремленій, не поднимало уровня религіознаго настроенія, изи потребности превраща- лось ви простую привычку бези особаго духовнаго воз- дѣйствія, каки обычная подробность ежедневнаго житейскаго обихода. Но переставь быть средствоми возбужденія и под- держанія религіознаго чувства, церковный текстн или обряди стали предметоми богословскаго мудрованія, тѣми болѣе изы- сканнаго, чѣми менѣе было оно основано на экзегетическоми и церковно-археологическоми изученіи. Мудрили не на осно- ваніи изученія, а руководясь тѣми, что называли „естествен- ными разумоми “, т.-е. личными усмотрѣніемн, чистыми произ- воломъ. Автори этого выраженія чернеци Савватій, ви мірѣ государеви дьячишко Сенька Васильеви, каки они себя назы- ваѳти ви челобитной царю 1662 года, — типическій образчики этого самодѣльнаго мудрованія. Они воюети ви своей чело- битной си никоновыми справщиками за искаженіѳ ими бого- служебныхн текстовн. Эти справщики напечаталиви одноми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1