Ключевский В.О. Очерки и речи

церковномъ пѣснопѣніи Отче Слове, не раздѣливъ этихъ наиме- нованій лицъ Св. Гроицы ни союзомъ и, ни запятой — ересь; „Сына Божія со Отцемъ во едино лице смазываютъ", упре- каетъ справщиковъ Савватій. Въ другомъ нѣснопѣніи напе- чатали о Христѣ: „на престолѣ былъ еси“ вмѣсто бѣяше — хула на Христа, какъ будто Онъ иногда былъ на престолѣ- а иногда нѣтъ, по толкованію того же грамотѣя. Или со- ртавители Соловецкой челобитной 1667 г. нашли въ напе- чатанныхъ изданіяхъ слова Душе истины вмѣсто истинный — хула на Духа Святаго, двѣ буквы пашъ да иже у Него от- няли, не хотятъ истиннымъ Его именовать, сотворили Его какъ бы только причастникомъ истины. Въ каждомъ текстѣ, во всякомъ обрядѣ искали таинственнаго догматическаго знаменованія, скрытой силы благодати. Различали обрядъ и догматъ въ представленіи, но не раздѣляли ихъ въ дѣйствіи и соединяли одно съ другимъ не нравственно-религіозной, а такой механической связью, что малѣйшее даже безсо- знательное упущеніе, невольная мелкая неточность въ чте- ніи текста, въ исполненіи обряда лишала тотъ и другой скрытой въ нихъ благодатной силы и создавала ересь. Су- губая аллилуія съ третьимъ припѣвомъ Слава Тебе, Бооюе слу- жила для старообрядцевъ формулой догмата Св. Троицы; кто говорить аллилуія трижды съ четвертымъ припѣвомъ, тотъ еретикъ, потому что четверитъ Троицу. Священникъ недравильнымъ крестнымъ знаменіемъ освятитъ воду въ ку- пели при крещеніи — крещеніе не въ крещеніе, какъ будто и не было его. Такую аргументацію развивалъ на допросѣ предъ митрополитомъ крутицкимъ Павломъ одинъ нижего- родски расколоучитель Авраамій, прямо заявляя, что имъ русскимъ іерархамъ, должно искать иного крещенія, дру- гими словами, что они некрещеные язычники, потому что крещены въ водѣ, освященной крестнымъ знаменіемъ, ими лее осужденнымъ. А съ другой стороны, священнодѣйствіе, совершеннное неправильно или неправомыслящими людьми, нріобщало пріѳмлющихъ его къ грѣху неправомыслія, хотя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1