Ключевский В.О. Очерки и речи

— 454 — графіи, начатой по просьбѣ его духовнаго сына Аввакума, что онъ „граматики и философіи не учился и не желаетъ сего и не ищетъ 11 . Борьба съ бѣсами въ уединенной кѳльѣ была тяжкимъ подвигомъ его жизни, который онъ описы- ваетъ особенно старательно. Бѣсъ былъ его личный врагъ, одинаково зримый и осязаемый во снѣ, какъ и на яву. Бѣ- сы преслѣдовали его днемъ и ночью, давили его, не давали спать, строили ему всякія козни; онъ ихъ ловилъ и билъ безъ милосердія, до истощенія своихъ силъ. Построилъ онъ себѣ келійцу малую о пяти стѣнкахъ для безмолвія, и уходя дня на два на мельницу, отдалъ ее подъ охрану Богородицѣ, ска- завъ: „ну, свѣтъ мой Христосъ, и Ты, Богородица, береги келійцу мою и твою 11 . Возвращается на третій день — анъ стоить его келья вся обгорѣлая. Сталь на мѣстѣ старецъ точно вкопанный, заплакалъ отъ великой печали и принялся вопить. „Пресвятая Владычице моя Богородица! зачѣмъ прѳ- зрѣла бѣдное мое моленіѳ и приказа моего не послушала?" Разъ наяву вскочилъ бѣсъ къ нему въ келью и такъ его стис- нулъ, что ни дышать, ни пищать— только смерть. Еле-еле пропищалъ къ Николаю Чудотворцу о помощи. Бѣсъ скрыл- ся. Опять съ укоризной къ Богородицѣ, зачѣмъ не бережетъ его, бѣднаго, и по молитвѣ заснувъ, видитъ: Богородица въ рукахъ мнетъ бѣса, его мучителя, и потомъ отдаетъ его ему, Епифанію, уже мертваго. Епифаній съ радостью беретъ и принимается мучить своего злодѣя, наконецъ, швыряетъ его за окошко; тотъ ожилъ, вскочилъ на ноги, точно пьяный, и шатаясь побрелъ прочь отъ кельи. И этотъ борецъ бѣ- совъ, почти не замѣчавшій границы между міромъ зримымъ и созерцаемымъ, училъ: „почитай крестъ Христовъ, яко са- мого Христа; и поклоняйся ему, яко самому Христу или яко образу Христову 11 — это было для него все равно. При такомъ непосрѳдственномъ реализмѣ созерцанія авто- ритетъ церковной старины и сила привычки сообщали ре- лигіозному міросозерцанію, составившемуся изъ нредраз- судковъ и недоразумѣній, такую убѣжденность, которая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1