Ключевский В.О. Очерки и речи

457 — т.-ѳ. ересь. Новое крестное знаменіе— стало быть, они, пра- вославная Русь, единственные въ мірѣ истинные христіаНе, доселѣ ни молиться, ни вѣровать нраво не умѣли и кре- щены неправильно, т.-е. должны сызнова всему переучи- ваться, стало-быть, и русская Церковь, третій и послѣдній Римъ, всеблагодатный Христовъ садъ, говоря словами С. Денисова, износила не всепресладкіе плоды небеснаго саж- денія, а терновые прегорькіе овощи злобы и грѣховнаго житія, и сонмы русскихъ угодниковъ и чудотворцевъ, въ нетлѣнныхъ мощахъ почивающихъ, вотще чудотворили, ибо тоже неправо вѣровали и молились, но — „аще быша неправо вѣровали, не быша угодили Богу“. Такъ цѣпью умозаключеній доходили до послѣдняго вывода, что не- права не старая, а „новоправленная" никонова вѣра и она грозить „помрачить древлесвѣтлый русскій Сіонъ тьмою новшественныхъ мраковъ“. Но самый ужасъ ожи- даемаго церковнаго крушенія заставлялъ изыскивать и напрягать всѣ оставшіяся средства отпора грозившей опас- ности, силу вѣрованія и суевѣрія, оскорбленное чувство церковной гордости, національные предразсудки и само- дѣльную богословскую діалективу. По раннимъ произведе- ніямъ старообрядческой письменности разсѣяны яркія чер- ты этой діалектики религіознаго испуга. Старыя книги но- волюбцы опорочили и святыхъ, которые но тѣмъ книгамъ служили и Богу угодили, дураками сдѣлали (выраженіе чернеца Савватія). Не осталось священной книги, ни одной церковной службы, ни псалма, ни канона безъ измѣненій, безъ приложеній и отложеній; все, — весь чинъ и уставь и самое нѣніе церковное — перепортили съ пріѣзжими нехаями по своему плотскому разуму, всѣ свои новоправ ленныя, истѣе же сказать — «новотрав ленныя», книги наполнили сво- ими «неотеризмами», латинскими догматствованіями, поль- скими припѣваніями, папежскими обычаями, всю православ- ную вѣру испревратили такъ богопротивно своею глупой грамматикой да новыми греческими книгами, растлѣнно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1