Ключевский В.О. Очерки и речи

— 458 — печатанными въ латинскихъ странахъ, что какъ будто и нѣтъ уже православія въ русскомъ царствѣ. Новые учите- ли учатъ насъ новой и неслыханной вѣрѣ, точно мы морд- ва или черемиса, Бога не знающая. Придется, пожалуй, намъ креститься вторично, а святыхъ угодниковъ и чудо- творцевъ вонъ изъ церкви повыкидать. Увы! — какое безче- стіе, какой великороссійскій срамъ! При кончинѣ вѣка, проживъ шестисотъ слишкомъ лѣтъ по крещеніи, россія- не новой вѣрѣ учатся, ихъ архіереи и священники, точно язычники, учатся благословлять и служить по-новому, міря- не учатся креститься и молиться, словно варвары ино- странные, не знающіе ни Бога, ни закона. И такъ ужъ иноземцы смѣются надъ нами, глядя на наше смятеніе отъ новыхъ ученій, и говорятъ: ' видно, вы и христіанской-то вѣры по сіе время не знали. И по этимъ литературнымъ отзвукамъ движенія можно чувствовать степень паники, распространенной старооб- рядческою проповѣдыо по городамъ и селамъ многолюд- ными процессіями, сопровождавшими на казнь упрямыхъ ослушниковъ, и ихъ предсмертными воззваніями къ народу. Испугъ скорѣе всякой эпидеміи заражаетъ массы. Всякій городъ, каждая обитель, село каждое наполнялось смущѳ- ніемъ, — пишетъ С. Денисовъ, — прямѣе сказатъ, всякая ду- ша, сердце всякое прониклось несносною печалью, вездѣ всенародный шумъ и говоръ. Нѣкоторые возбужали свое воображеніе до болѣзненнаго ожиданія стихійной катастро- фы за отступленіе отъ благочестія. Если я перекрещусь троеперстнымъ знаменіемъ- — говорилъ на допросѣ архіере- ямъ пошехонскій дворянинъ Токмачевъ, — думаю, что и не- бо поразитъ меня страшнымъ громомъ, и земля разступит- ся и заживо поглотить меня. Людьми овладѣвало мужество отчаянія, рѣшимость безъ воли, и они шли на все, какъ люди, разбѣжавшіеся подъ гору и безсильные остановиться предъ пропастью. Эта самоотверженность безъ самооблада- нія, наиболѣе обычный видъ фанатизма массъ, всего труд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1