Ключевский В.О. Очерки и речи

— 461 — необузданную волю, даже вызывало надлежащія нравствен* ттыя расдоложенія и стремленія. Побьется человѣкъ голо- вой о землю, по наглядному выраженію протопопа Авва- кума объ усердной молитвѣ, отбросаетъ по тысячу покло- новъ, — и придетъ желанное настроеніе, установится над- лежащее нравственное равновѣсіе, „а иное и заплачется“, по словамъ того же старообрядца: сядетъ утомленный на полу и часа три проплачетъ. Такимъ разсчитаннымъ физи- ческимъ трудомъ вырабатывалось религіозное чувство. Переложенное на количества, оно стало подлежать учету и капитализаціи, даже отчужденію. Одинъ соловецкій под- вижникъ , умирая, признался на духу, что келейнаго пра- вила, въ составь котораго входило положенное еженощ- ное число земныхъ поклоновъ, у него заготовлено на 30 лѣтъ впередъ. При такомъ скопидомствѣ дуіпевнаго спасе- нія считали возможными благотворительно или въ отплату за услуги класть поклоны за другихъ. При такой выработкѣ ре- лигіозное чувство пробуждалось только внѣшними и притоми привычными возбужденіями, си которыми оно ассоціирова- лось, проявлялось минутными вспышками, по случаю, а не создавало постояннаго внутренняго настроенія, извѣстнымъ образом.ъ нанравляющаго помыслы, влеченія и дѣйствія- Процессъ молитвы вызывали потребность молиться, а не наоборотъ. Эта зависимость внутреннихъ движеній отъ внѣшнихъ дѣйствій и образовъ и была самыми важными психологическими моментомъ старообрядчества. Въ этомъ моментѣ крылась большая опасность — соблазни подумать, что въ самомъ церковномъ обрядѣ заключена та спасающая сила, которая принадлежитъ пробуждаемому ими религіоз- ному чувству, и что эта сила можетъ и доллсна проявляться всегда, когда понадобится, — даже при отсутствіи самаго чувства, лишь бы были совершенъ обряди, — слѣдовательно можетъ дѣйствовать механически. Отъ церковнаго обряда, какъ и отъ всякаго священнодѣйствія, ожидали и требо- вали усиленнаго напряженія благодати, постояннаго чудо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1