Ключевский В.О. Очерки и речи

— 462 — творенія. Богъ— старый чудотворецъ, — писалъ нротопопъ Аввакумъ съ своей обычной развязностью языка, — отъ не- бытія въ бытіе приводить: на то Онъ и Богъ. Религіозно- воспитательная цѣль богослужебнаго порядка и церковнаго обряда — сдѣлатъ привычными чувства и стремленія, ими возбуждаемый, превратить счастливыя минутныя настрое- нія въ постоянную настроенность, въ добрыя привычки и потребности. Достиженіѳ этой цѣли устраняетъ указанную опасность, превращая зависимость внутреннихъ движеніп отъ внѣиіНихъ дѣйствій въ простую, съ обѣихъ сторонъ равносильную связь религіозно-нравственныхъ впечатлѣній и движений. Старообрядчество не избѣгнуло этой опасности. Люди такъ складно уложили свои вѣрованія и чувства въ нривыч- ныя обрядовыя рамки, связали свои лучшія нравственный настроенія съ тѣмъ или другимъ количествомъ поклоновъ, признали эти рамки и количества древленравославными, отцепреданными, неизмѣнными — и на томъ успокоились. Но вотъ церковная власть передвинула рамки, измѣнила ко- личества, — и люди растерялись, не знали, какъ вѣровать и молиться, и желаемое настроеніе не приходило. Стали кричать: двумя перстами крестясь, чудотворцы спасалисьи намъ такъ предали, — хотя чудотворцы ничего такого не предали и спасались бы даже вовсе безъ перстовъ. 06 - рядъ— орудіе благочестія; люди, привыкшіе молиться по формѣ и буквѣ, а не духомъ и истиною, по нравственной рутинпости не умѣли сладить съ новыми орудіями. Невоз- можностью оправдывать неумѣнье — довольно обычная пси- хологическая стратагема слабосилія. Испуганно заговори- ли: невозможно снасеніе, Церковь объюродила отъ новыхъ „лукавыхъ догматовъ", лишилась благодати, возлюбивъ бого- отметное римское мудрованіе. Расколоучители на допросахъ говорили властямъ: „ненавидитъ насъ и гонитъ нынѣшняя ваша Церковь, но древняя святая и православная Церковь и любить всежелательно, и пріемлетъ всесладостно“.Намъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1