Ключевский В.О. Очерки и речи

— 463 — теперь трудно понять, какъ это люди XYII вѣка, простые міряне, религіозная жизнь которыхъ питалась дерковію и которые съ благоговѣйнымъ страхомъ чтили церковные за- коны, наперекоръ всякимъ законами такъ самовольно и своенравно произносили судъ и осужденіе надъ воспитав- шей ихъ Церковью. Но тогда прибѣгали къ средству, ко- торое все • объясняло и оправдывало, къ своей любимой эсхатологіи, къ призраку конечнаго отступленія, всеобщаго крушенія. Въ тотъ вѣкъ во всѣхъ людскихъ ошибкахъ и несчастіяхъ былъ виновать прежде всего діаволъ. Выпро- сили себѣ у Бога свѣтлую Россію сатана, — писали прото- попъ Аввакумъ, — и конечнѣ воцарился всякимъ нечестіемъ надъ всею вселенной, яко Августъ, — вторили ему діаконъ Ѳедоръ. Почуявъ „духи антихристовъ“, принялись во- преки Писанію разсчитывать времена и лѣта, которыя Господь положили въ своей власти, и по знаменіямъ раз- считали „настатіе антихристово". Люди, которые до Ни- кона самовольно твердили, что все благочестіе собралось въ единое русское царство, теперь въ отчаяніи повторяли, что здѣсь „въ едину державу нечестія всѣ три Рима совокупишась“, и пошла по русскими городами и весямъ шумная проповѣдь, что „настоитъ міра сего князь", при- спѣло время страданія, плача, а не благодушія, подобаетъ неослабно страдать и бѣжать отъ зараженной Церкви, чтобы не оскверниться и не погибнуть. Очень хорошо знали, что внѣ корабля Церкви съ его кормчими, іерархі- ей, невозможно спасеніе, но такъ испугались воображае- маго крушенія, что рѣшились бросить корабль, предпочли заблаговременно кинуться съ палубы въ воду, чтобы уто- нуть въ водѣ, а не на палубѣ, какъ немного нозднѣе, при св. Димитріи ростовскомъ, во времена обязательнаго брадо- бритія, ревнители своеобразно понимаемаго „образа Божія въ человѣкѣ" готовы были жертвовать головой, чтобы спасти бороду. Психологія массъ превозмогла церковный канонъ и даже здравый разсудокъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1