Ключевский В.О. Очерки и речи

— 466 — - пасности, какія приносило съ собою западное вліяніе, на- сторожили вниманіе русскаго церковнаго общества, а въ его руководителяхъ пробудили потребность собраться съ силами, осмотрѣться и нодкрѣпиться содѣйствіемъ другихъ православныхъ обществъ и для того ближе сойтись съ единовѣрнымъ Востокомъ, чтобы дружно стать противъ общаго врага. Такъ въ лучшихъ русскихъ умахъ около по- ловины XVII в. оживилась замиравшая мысль о вселенской Церкви, проявившаяся у Никона страстною и нетерпѣли- вою преобразовательною дѣятельностью. И самая эта мысль, и обстоятельства ея пробужденія, и способы ея осущест- вленія вызвали страшную тревогу въ русскомъ церковномъ обществѣ. Идея вселенской Церкви выводила его изъ спо- койнаго религіознаго самодовольства, разрушала его цер- ковное самомнѣніе; порывистое и раздраженное гоненіе лривычныхъ и освященныхъ родною стариной обрядовт оскорбляло національноѳ самолюбіе. Обѣ преобразователь- ный дѣятельности, и государственная, и церковная, начались почти одновременно, видимо обращены были въ одну сто- рону, на Западъ, и велись но обоюдному согласно государ- ства и Церкви, отчасти даже одинаковыми средствами, тѣми же школьными латинскими мудростями и чрезъ тѣхъ же ла- тинствующихъ грековъ и занадноруссовъ. Для людей бо- лѣе мнительныхъ, чѣмъ мыслящихъ, этого было достаточно, чтобы и въ противолатинскихъ церковныхъ новшествахъ за- подозрить дѣйствіе латинскаго Запада, направленное къ разрушенію восточнаго православія. Церковныя новшества, какъ новшества, оказались не подъ силу закоснѣвшему въ обрядѣ религіозному чувству, а какъ латинскія козни, испугали запуганную апокалипсическими страхами совѣсть, и люди, не обладавшіе умственною гибкостью и нравствен- ною силой, не умѣвшіе одуматься и переломить свою ре- лигіозную инерцію, свои привычки и предразсудки, не вы- держали кризиса и отдѣлились отъ своей Церкви, отвер- гая всякія новины, всякое общеніе съ Западомъ. Такимъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1