Ключевский В.О. Очерки и речи

— 467 — образомъ расколъ былъ своего рода подборомъ людей, искусомъ совѣстей. Въ этомъ смыслѣ правъ Аввакумъ, ска- завъ о старообрядческой смутѣ, что нужны и соблазны, чтобы выдѣлились избранные, т.-е. въ данномъ случаѣ на- иболѣѳ закоснѣлые и неподвижные. Западное вліяніе не было прямой причиной церковнаго раскола, но пробужденная имъ латинобоязнь послужила важньшъ коэффиціентомъ, усилившимъ народно-психологи- ческое дѣйствіе прямыхъ церковныхъ его причинъ. Эта ла- тинобоязнь дала общепонятное и желанное оправданіе кос- ному и робкому формализму религіознаго чувства, затрону- тому церковными новшествами, неумѣныо приподнять рели- гіозную мысль до уровня требованій времени, превратила это неумѣнье въ оппозицію, сообщила этой ь косности энер- гію, самоувѣрѳнность и обаяніе исповѣдническаго подвига, — словомъ, изъ слабости сдѣлала силу. Съ другой стороны, расколъ, на характеръ и направленіе котораго такъ подѣйствовало западное вліяніѳ, оказалъ еще болѣѳ сильное дѣйствіе на дальнѣйшее направленіе самаго этого вліянія. Церковная смута заставила руководителей русскаго общества глубже вникнуть въ отношеніе Россіи къ западной Европѣ и отчѳтливѣе поставить вопросъ о за- падномъ вліяніи. Расколъ выводили и государствѳнныя, и церковныя новшества изъ одного еретическаго латинскаго источника, грозящаго чистотѣ православія. Теперь старались рѣзче отдѣлить дѣло Церкви отъ дѣла государства и пока- зать, что ни то, ни другое дѣло не имѣетъ никакой связи ни съ латинствомъ, ни съ какимъ-либо другими западными исповѣданіемъ. Именно рѣшено было держаться западнаго вліянія, только въ строго очерченныхъ предѣлахъ, тѣснѣе сблизиться съ „политичными" народами бѳзъ различія вѣ- роисповѣданій, усвоять ихъ науку, „мастерства и хитрости", но только годныя для государства и не касающіяся вѣры и нравственности. Согласно съ этими рѣшеніемъ помири- лись и даже подружились съ вѣковымъ своими врагомъ, съ 30 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1