Ключевский В.О. Очерки и речи

— 469 — жденія истины восточнаго православія отъ „западнаго зло- мысленнаго мудрованія" принята была небывалая мѣра: от- крыто было высшее духовно-учебное заведеніе, которое, служа разсадникомъ богословскаго образования 'въ строго- православномъ духѣ, должно было стать и блюстителемъ чистоты православія въ Россіи съ правомъ слѣдить и пре- слѣдовать всякое отступленіе отъ него или посягательство на его чистоту. Руководителями этой академіи стали греки, а православные ученые изъ Малороссіи, откуда пришли первые насадители школьной науки въ Москвѣ, безъ удо- стовѣренія совсѣмъ не допускались къ учительству въ ака- деміи, хотя бы письменно засвидѣтельствовали правду восточ- наго православія. Расколъ своимъ протестомъ противъ за- паднаго вліянія не вызвалъ реакцін противъ него, не заста- вили устраниться отъ него, а помоги дѣлу принять такое направленіе, что прежняя безотчетная брезгливая робость передъ „нѣмцемъ“, вызывавшая правительственный запреть соприкасаться съ ними въ общежитіи, смѣнилась желаніемъ спокойно и обдуманно выяснить точки безопаснаго съ ними соприкосновенія: этотъ нѣмецъ становился въ нравослав- ныхъ глазахъ тѣмъ менѣе опасными и противными, чѣмъ ожесточеннѣе выставляли его таковыми люди, отдѣлявшіеся отъ православной Церкви. Вмѣстѣ съ тѣмъ расколъ побу- дили рѣзче разграничить въ вопросѣ о западномъ вліяніи отношеніе къ нему Церкви и государства и этимъ точнѣе обозначить предѣлы или сферу вліянія. Это должно было успокоить много смущенныхъ совѣстей, который колеба- лись между Церковью и расколомъ именно потому, что не понимали хорошенько обоихъ отношеніи и опасались из- лишняго расширенія этой сферы. Между тѣмъ событія под- вигали дѣло въ томи же направленіи. Послѣ московскаго собора 1667 г., соловецкаго „стоянія за старую вѣру“ и московскаго раскольническаго безпорядка 1682 г., придав- шихъ старообрядческому движенію характеръ не только церковнаго раскола, но и открытаго государственнаго мя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1