Ключевский В.О. Очерки и речи

ратѳльноѳ происхожденіе новой династіи не допускало такого удѣлънаго взгляда на государство, составлявшая основу политическая сознанія государей Калитина племени. Собор- ное избраніе дало царямъ новая дома новое основаніе и новый характеръ ихъ власти. Земскій соборъ просилъ Михаила на царство, а не Михаилъ просилъ царство у земскаго собора. Слѣдователъно, царь необходимъ для государства, и, хотя государство существуетъ не для государя, но безъ него оно существовать не можетъ. Идеей власти, какъ основы государственнаго порядка, суммой полномочій, вытекающихъ изъ этого источника, исчерпывалось все политическое содер- жаніѳ понятія о государѣ. Власть исполняетъ свое назначеніе, если только не бездѣйствуетъ, независимо отъ качества дѣй- ствія. Назначеніе власти править, а править значить прика- зывать и взыскивать. Какъ исполнить указъ — это дѣло испол- нителей, которые и отвѣчаютъ передъ властью за исполненіе. Царь можетъ спросить совѣта у ближайшихъ исполнителей, своихъ совѣтниковъ, даже у совѣтныхъ людей всей земли, у земскаго собора. Это его добрая воля и миого-много тре- бованіе правительственная обычая или политическая при- личія Дать совѣтъ, подать мнѣніе о дѣлѣ, когда его спра- шиваютъ,— это пе политическое право боярской думы или земскаго собора, а ихъ вѣрноподданическая обязанность. Такъ понимали и такъ практиковали свою власть первые цари новой династіи; по крайней мѣрѣ, такъ понималъ и практиковалъ ее второй изъ нихъ, царь Алексѣй, который даже не повторилъ тѣхъ неопредѣленныхъ, никогда не обна- родованныхъ и ничѣмъ политически не обезпеченныхъ обя- зательствъ, на которыхъ цѣловалъ крестъ боярамъ, — только боярамъ, а не земскому собору, — его отецъ. И съ 1613 по 1682 годъ никогда ни въ боярской думѣ, ни на земскомъ соборѣ не возникало вопроса о прѳдѣлахъ верховной власти, потому что всѣ политическія отношенія устанавливались на основѣ, положенной избирательнымъ соборомъ 1613 г. Сами просили на царство — сами давайте и средства царствовать;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1