Ключевский В.О. Очерки и речи

— 479 — не такого, какое далъ реформѣ Петръ. Они желали, чтобы реформа шла такъ, какъ повели было ее цари Алексѣй, Ѳедоръ и царевна Софья, когда, по выраженію кн. Б. Кура- кина, Петрова свояка, „политесъ возставлена была въ вели- комъ шляхетствѣ и другихъ придворныхъ съ манеру польскаго и въ экипажахъ, и въ домовномъ строеніи, и въ уборахъ, и въ столахъ“, съ науками греческаго и латинскаго языка, съ риторикой и священной философіей, съ учеными кіевскими старцами. Вмѣсто того они видѣли политесъ съ манеру голландскаго, матросскаго, съ нешляхетскими науками— артиллеріей, навтикой, фортификаціей, съ заграничными инженерами, механиками да съ безграмотньшъ и безроднымъ Меншиковымъ, который всѣми ими, родословными боярами, командуѳтъ, которому даже самъ фельдмаршалъ Б. П. Шере- метевъ вынужденъ искательно писать: „Какъ прежде всякую милость нолучалъ черезъ тебя, такъ и нынѣ у тебя милости прошу Нелегко было сладить столь разнохарактерный наборъ въ дружную компанію для общей дѣятельности. Петру доста- лась трудная задача не только подыскивать годныхъ людей для иснолненія своихъ предпріятій, но и воспитывать самихъ исполнителей. Неплюевъ впослѣдствіи говорилъ Екатеринѣ II: „Мы, Петра Великаго ученики, проведены имъ сквозь огонь и воду“. Но въ этой суровой школѣ примѣнялись не одни только суровые воспитательные пріѳмы. Посредствомъ ран- няго и прямого общенія Петръ нріобрѣлъ большое умѣнье распознавать людей даже по одной наружности, рѣдко оши- бался въ выборѣ, вѣрно угадывалъ, кто на что годенъ. Но за исіслюченіемъ иностранцевъ, да и то не всѣхъ, люди, подо- бранные имъ для своего дѣла, не становились на указанный имъ мѣста готовыми дѣльцами. Это былъ добротный, но сырой матеріалъ, нуждавшійся въ тщательной обработкѣ. Подобно своему вождю они учились на ходу, среди самаго дѣла. Имъ нужно было все показать, растолковать нагляд- нымъ онытомъ, собственнымъ примѣромъ, за всякимъ при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1