Ключевский В.О. Очерки и речи

— 493 — Шерѳмѳтевѣ (f 1719 г.), Пѳтръ вздохнувъ, съ грустными предчувствіемъ сказали окружающимъ: „Нѣтъ уже Борисъ Петровича, скоро не будетъ и насъ; но его храбрость и вѣрная служба не умрутъ и всегда будутъ памятны въ Россіи“. Незадолго до своей смерти онъ мечталъ соорудить памят- ники своимъ покойными военными сподвижникамъ — Лефорту, Шейну, Гордону, Шереметеву, говоря про нихъ: „Сіи мужи — вѣрностію и заслугами вѣчные въ Россіи монументы 11 . Ему хотѣлось поставить эти памятники въ Александро-Невскомъ монастырѣ подъ сѣнію древняго святого князя, невскаго героя. Рисунки памятниковъ были уже отправлены въ Римъ къ лучшимъ скульпторамъ; но за смертію императора дѣло не состоялось. ІУ. Воспитывая себѣ дѣльдовъ самымъ обхожденіемъ съ ними, требованіями служебной дисциплины, собственнымъ примѣ- * ромъ, наконецъ, уваженіемъ къ таланту и заслугѣ, Петръ хотѣлъ, чтобы его сотрудники ясно видѣли, во имя чего онъ требуетъ отъ нихъ такихъ усилій, и хорошо понимали какъ его самого, такъ и дѣло, которое вели по его указа- ніямъ, — хотя бы только понимали, если ужъ не могли въ душѣ сочувствовать ни ему самому, ни его дѣлу. Да и самое это дѣло было настолько серіозно само по себѣ и такъ чувствительно всѣхъ задѣвало, что поневолѣ заставляло надъ нимъ задумываться. „Трехвременная жестокая школа“, какъ называли Петръ длившуюся три школьныхъ семилѣтія шведскую войну, пріѵчала всѣхъ проходившихъ ее учени- ковъ, какъ и самого учителя, ни на минуту не выпускать изъ виду тяжелыхъ задачъ, какія она ставила на очередь, отдавать себѣ отчетъ въ ходѣ дѣлъ, подсчитывать добытые успѣхи, запоминать и соображать полученные уроки и допу- щенный ошибки. Въ досужіе часы, иногда и за пиршествен- ными столомъ, въ возбужденномъ и приподнятомъ настроеніи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1