Ключевский В.О. Очерки и речи

— 494 — по случаю какого-нибудь радостнаго событія, въ обществѣ Петра и завязывались бесѣды о такихъ нредметахъ, къ какимъ рѣдко обращаются въ минуты отдыха много занятые люди. Современники записали почти только монологи самого царя, который обыкновенно и заводилъ эти разговоры. Но едва ли гдѣ еще можно найти болѣе явственное выраженіе того, о чемъ хотѣлъ Петръ заставить думать и какъ настроить свое общество. Содержаніе бесѣдъ было довольно разно- образно: говорили о Бябліи, о мощахъ, о безбожнякахъ, о народныхъ суевѣріяхъ, Еарлѣ XII, о заграничныхъ норяд- кахъ. Иногда среди собесѣдниковъ заходила рѣчь и о пред- метахъ болѣе имъ близкихъ, практическихъ, о началѣ и значеніи того дѣла, которое они дѣлали, о планахъ буду- щаго, о томъ, что имъ предстоитъ еще сдѣлать. Тутъ-то и сказывалась въ Петрѣ та скрытая духовная сила, которая поддерлсивала его дѣятельность и обаянію которой волей- неволей подчинялись его сотрудники. Видимъ, какъ война и возбуждаемая ею реформа поднимала ихъ, напрягала ихъ мысль, воспитывала ихъ политическое сознаніе. Петръ, особенно къ концу царствованія, очень интере- совался прошлыми своего отечества, заботился о собираніи и сохраненіи историческихъ памятниковъ, говорили ученому Ѳеофану Прокоповичу: „Когда же мы увидимъ полную исто- рію Россіи?“, неоднократно заказывали написать общедоступ- ное руководство но русской исторіи. Изрѣдіса мимоходомъ вспоминали онъ въ бесѣдахъ, какъ начиналась его дѣятель- ность, и разъ въ этихъ воспоминаніяхъ мелькнула древняя русская лѣтопись. Казалось бы, какое участіе могла принять въ его дѣятѳльности эта лѣтопись? Но въ дѣловомъ умѣ Петра калсдое пріобрѣтаемое знаніе, каждое набѣгающее впечатлѣніе получало практическую обработку. Они начиналъ эту дѣятельность подъ гнетомъ двухъ наблюденій, вынесенныхъ имъ изъ знакомства съ положе- ніемъ Россіи, какъ только онъ начали понимать его. Онъ видѣлъ, что Россія лишена тѣхъ средствъ внѣшней силы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1