Ключевский В.О. Очерки и речи

- 496 — Ладожскомъ канадѣ и довольный ихъ ходомъ, онъ говорилъ строителямъ: „Видимъ, какъ Невой ходятъ къ намъ суда изъ Европы; а когда кончимъ вотъ этотъ каналъ, увидимъ, какъ нашей Волгой придутъ торговать въ ІІетербургъ и азіаты“. Планъ канализаціи Россіи бы лъ одною изъ раннихъ и блестящихъ идей Петра, когда это дѣло было еще новостью и на Западѣ. Онъ мечталъ, пользуясь рѣчной сѣтыо Россіи, соединить всѣ моря, примыкающія къ русской равнинѣ, и такимъ образомъ сдѣлать Россію торговой и культурной посредницей между двумя мірами, Западомъ и Востокомъ, Европой и Азіей. Вышневолоцкая система, замѣчательная по остроумному подбору вошедшихъ въ нее рѣкъ и озеръ, осталась единственнымъ законченнымъ при Петрѣ опытомъ осуществленія задуманнаго грандіознаго плана. Онъ смотрѣлъ еще дальше, за предѣлы русской равнины, за Каспій, куда посылалъ экспедицію князя Бековича-Черісасскаго, между прочимъ, съ цѣлью развѣдать и описать сухой и водный, особенно водный путь въ Индію; за нѣсколько дней до смерти вспомнилъ онъ давнюю свою мысль объ отысканіи дороги въ Китай и Индію Ледовитымъ океаномъ. Уже стра- дая предсмертными припадками, онъ спѣшилъ написать инструкцію Камчатской экспедиціи Беринга, которая должна была разслѣдовать, не соединяется ли Азія на сѣверо- востокѣ съ Америкой, — вопросъ, на который давно уже и настойчиво обращалъ вниманіе Петра Лейбницъ. Передавая документъ Апраксину, онъ говорилъ: „Нездоровье заставило меня сидѣть дома; на-дняхъ я вспомнилъ, о чемъ думалъ давно, но чему другія дѣла мѣшали, — о дорогѣ въ Китай и Индію. Въ послѣднюю поѣздку мою за границу ученые люди тамъ говорили мнѣ, что найти эту дорогу возможно. Но будемъ ли мы счастливѣе англичанъ и голландцевъ? Распорядись за меня, Ѳедоръ Матвѣевичъ, все исполнить по пѵнктамъ, какъ написано въ этой инструкціи“. Чтобы быть умѣлой посредницей между Азіей и Евро- пой, Россіи, естественно, надлежало не только знать первую,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1