Ключевский В.О. Очерки и речи

— 510 — ноѳ, и „ея милостивое сердце снѣдала печаль отъ возды- ханій народныхн". Ростовскій архіерѳй Досиѳей, лишенный сана по дѣлу о бывшей царицѣ Евдокіи, говорили на соборѣ архіереями: „Посмотрите, что у всѣхъ на сердцахъ; извольте пустить уши вт, народъ, что въ народѣ говорятн' 1 - А вт, народѣ говорили про царя, что они врагъ народа, оморокъ мірской, подкидыши, антихристи, и Боги знаетп, чего не говорили про него. Роптавшіе жили надеждою, авось, либо царь скоро умрети, либо народи поднимется на него; сами царевичи признался, что готовь были пристать ки заговору противи отца. Петри слышали этотн ропотъ, знали толки и козни, противи него направленные, и говорили: „Страдаю, а все за отечество; желаю ему полезнаго, но враги пакости мнѣ дѣлаюти демонскія“. Они знали также, что было и на что роптать: народныя тягости все увеличивались, десятки тысячи рабочихи гибли оти голода и болѣзней на работахи ви Петербургѣ, Кроншлотѣ, на Ладожскоми каналѣ, войска терпѣли великую нужду, все дорожало, торговля падала. По цѣлыми недѣлями Петри ходили мрачный, открывая все новыя злоупотребленія и неудачи. Они понимали, что до- нельзя, до боли напрягаетн народныя силы, но раздумье не замедляло дѣла; никого не щадя, всего менѣе себя, они все шели ки своей цѣли, видя ви ней народное благо: такт, хирурги, скрѣпя сердце, подвергаешь мучительной операціи своего иаціента, чтобы спасти его жизнь. Зато, по окончаніи шведской войны, первое, о чеми заговорили Петри си сена- торами, просившими его принять титулн императора, это — „стараться о пользѣ общей, оти чего народи получить облег- ченіе“. Узнавая людей и вещи, какн они есть, привыкнуви ки дробной, детальной работѣ надн крупными дѣлами, за всѣми слѣдя сами и всѣхи уча собственными примѣромн, они выработали ви себѣ вмѣстѣ си быстрыми глазомѣроми тонкое чутье естественной, дѣйствительной связи вещей и отношеній, живое, практическое пониманіе того, каки дѣла- ются дѣла на свѣтѣ, какими силами и си какими усиліями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1