Ключевский В.О. Очерки и речи

Ни на что не могъ онъ взглянуть прямо и просто, никакого житейскаго явленія не умѣлъ ни на, звать его настоящим ь именемъ, ни представить его въ настоящемъ видѣ и не умѣлъ представить его, какъ оно есть, именно потому, что не умѣлъ назвать его, какъ слѣдуетъ. Въ суммѣ такихъ пред- ставленій русскіи житейскій порядокъ являлся такою без- отрадною безсмыслицей, наборомъ такихъ вопіющихъ нелѣ- тіостей, что наиболѣе впечатлительные изъ людей этого рода, желавшіе поработать для своего отечества, проникались „отвращеніемъ къ нашей русской жизни“, ихъ собственное будущее становилось имъ противно но своей оезцѣльности, •и они предпочитали „бытію переходъ въ ничто". Но это Ьыли рѣдкіе случаи. Большинство, болѣе разсудительное и менѣе нервное, умѣло обходить этотъ критическій момента и отъ непониманія переходило прямо къ равнодушію. Очу- тившись при помощи своеобразнаго метода изученія родной земли между двумя житейскими порядками, въ какомъ-то пустомъ пространствѣ, гдѣ нѣтъ исторіи, русскій мыслитель удобно устроялся на этоіі центральной полосѣ между двумя мірами, пользуясь благами обоихъ, получая крѣпостные до- ходы съ одной стороны, умственный и эстетическія подаянія съ другой. Поселившись въ этой уютной пустынѣ, природ- ный сынъ Россіи, подкинутый Франціи, а въ дѣйствитель- ности человѣкъ безъ отечества, какъ называли его жившіе тогда въ Россіи французы, онъ холодно и просто рѣшалъ, что порядокъ въ Россіи есть assez immoral, потому что въ ней іі п’ у a presqu’ aucime opinion pubjique, и думалъ, что этого вполнѣ достаточно, чтобъ игнорировать все, что дѣла- лось въ Россіи. Такъ незнаніе вело къ равнодушно, а равно- душіе приводило къ пренебреженію. Чтобъ оправдать это пренебрежете къ отечеству, онъ загримировывался миной міроваго безстрастія, мыслилъ себя гражданиномъ вселенной, космополитизируя такимъ образомъ очень и очень доморо- щенный продукта, какимъ онъ былъ на самомъ дѣлѣ. Такъ, онъ создавалъ себѣ „своевольное и пріятное существованіе . G*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1