Ключевский В.О. Очерки и речи

ствовавшихъ въ знатныхъ русскихъ домахъ. Новые педагоги принесли съ собою свою особую атмосферу, новыя чувства и интересы. Они поворотили мысль воспитываемаго ими юно- шества къ предметамъ, которыми пренебрегали ихъ вольно- думные предшественники, къ вопросамъ вѣры и нравствен- ; ности; еще важнѣе было то. что они не ограничивались украшеніемъ и развитіемъ ума своихъ питомцевъ, но вліяли і и на ихъ волю, пробуждали лозывъ къ дѣлу, къ согласова- нію ноступковъ съ понятіями. Они не только поддержали, но и усилили въ питомцахъ интересъ къ политическимъ во- просамъ, возставая противъ демократическихъ понятій, какія распространяли педагоги стараго дореволюціоннаго привоза. Несомнѣнно, при ихъ участіи въ молодомъ поколѣніи празд- ныя эстетическія влеченія и отвлеченный идеи отцовъ стали смѣняться нравственными побуждениями и практическими идеалами съ политическою окраской, обростать живою плотью. Наполеонъ довершилъ дѣло, начатое французскими эмигран- тами. Политическія событія указали направленіе и цѣль пробужденнымъ стремленіямъ. Дѣти людей Екатеринина вѣка, защищая отечество, на австрійскихъ, ирусскихъ и, наконецъ, родныхъ поляхъ должны были съ оружіемъ въ рукахъ стать противъ той самой Франціи, которая для отцовъ многихъ пзъ нихъ была „отечествомъ сердца и воображенія“. Эта борьба приподняла ихъ духъ. Передъ ихъ глазами проне- слись великія событія, которыя рѣшали судьбы народовъ и въ которыхъ они сами участвовали. Воротившись изъ похода, домой, они чувствовали, что ушли отъ своихъ стариковъ „на сто лѣтъ впередъ" . Толкуя объ отечествѣ вокругъ би- вачныхъ костровъ на поляхъ Прейсишъ-Эйлау, Бородина, Лейпцига и нодъ стѣнами Парижа, они сдѣлали два важныя открытія. Они съ прискорбіемъ узнали, что Россія— единствен- ная страна, въ которой образованнѣйшій и руісоводящій классъ пренебрегаетъ роднымъ языкомъ и всѣмъ, что ка- сается родины. Потомъ еще съ большею, скорбью они убѣ- дились, что въ русскомъ народѣ таятся могучія силы, лишен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1