Ключевский В.О. Очерки и речи

чувствовали ея размѣры и устойчивость, чувствовали и то, ч г ю они ничего съ ней не могутъ сдѣлать, что для этого нужны не та подготовка, не такіе знанія и навыки, какими обла- дали они и ихъ отцы, что надобно переучиваться и пере- воспитываться. Это было то же крушеніе, только не силы, плохо разсчитавшей свое дѣйствіе, а вѣры, поддерживавшей дѣятельность. Причиной крушенія было открытіе, что не во всемъ можно извернуться чужимъ умомъ и опытомъ, что если глупо вновь изобрѣтать машину, уже изобрѣтенную, то еще глунѣе жителю сѣвера заимствовать костюмъ южанина, что нужно примѣниться къ средѣ, а для этого необходимо изучать ее и потомъ уже преобразовывать, если она въ чемъ окажется неудобной. Этимъ открытіемъ разрушалось цѣлое міросозерцаніе, воспитанное рядомъ поколѣній, привыкшихъ сибаритски смотрѣть на Западную Европу, какъ на русскую мастерскую, обязательную поставщицу машинъ, модъ, увесе- леній, вкусовъ, приличій, знаній, идей, нужныхъ Россіи, и даже отвѣтовъ на политическіе вопросы, въ ней возникающіе. Тогда люди, сдѣлавшіе это открытіе, впали въ уныніе или нравственное оцѣпенѣніе и опустили руки. Послѣ, управи- вшись отъ столбняка, одни изъ нихъ стали кое-какъ прила- живаться къ русской дѣйствительности и даже явились дѣль- цами въ царствованіе Николая, другіе произнесли надъ ней отлученіе отъ цивилизованнаго міра за то, что она не дава- лась ихъ пониманію безъ изученія, третьи просто принялись изучать ее въ подробностяхъ. Совершенно особенными образомъ подѣйствовала натріо- тическая скорбь однихъ и уныніе другихъ на ихъ младшихъ братьевъ, которые, по молодости лѣтъ, не принимали участія въ военныхъ дѣлахъ 1812 — 1814 гг. и не были вовлечены въ движеніе, кончившееся катастрофой 14 декабря. Они про- ходили школу тогдашняго столичнаго свѣта съ его показ- нымъ умомъ, заученными приличіями, замѣнявшими нрав- ственныя правила, и съ любезными словами, прикрывавшими пустоту обіцежитія, какъ описала его въ 1S12 г. г-жа Сталь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1