Ключевский В.О. Очерки и речи

— 88 — Эта школа давала много пищи злословію, вырабатывала „на- смѣшку съ желчью пополамъ 11 , но не пріучала ни къ умствен- ному труду, ни къ практической дѣятельности,— напротивъ, отучала отъ того и другого, всего лее болѣе располагала къ скукѣ. На наклонности, воспитанный такою школой, ложи- лись чувства старшихъ братьевъ, патріотическая скорбь однихъ, уныніе другихъ. Но то были накладная скорбь, на- носное уныніе; то и другое чувство въ младшихъ рядахъ поколѣнія не было непосредственнымъ житейскимъ впеча- тлѣніемъ, получалось изъ вторыхъ рукъ. Изъ смѣшенія столь разнородныхъ вліяній и составилось сложное настроеніе, которое тогда стали звать разочарованіемъ. Поэзія часто рисовала его байроновскими чертами, и сами разоча- рованные любили кутаться въ Гародьдовъ плащъ. Но въ составь этого настроенія входило гораздо болѣе туземныхъ ингредіентовъ. Здѣсь были и запасъ схваченныхъ на- лету идей съ приправой мысли объ ихъ ненужности, и унаслѣдо- ванное отъ вольнодумныхъ отцовъ брюзжанье съ примѣсыо скуки жизнью, преждевременно и безтолково отвѣданной, и презрѣніе къ большому свѣту съ нѳумѣніемъ обойтись безъ него, и стыдъ бездѣлья съ непривычкой къ труду и недо- статкомъ подготовки къ дѣлу, и скорбь о родинѣ, и досада, на себя, и лѣнь, и уныніе, — весь умственный и нравственный скарбъ, унаслѣдованный отъ отцовъ и дѣдовъ и прикрытый слоемъ острыхъ или гнетущихъ чувствъ, внушенныхъ - стар- шими братьями. Это была полная нравственная растерян- ность, выражавшаяся въ одномъ правилѣ: ничего сдѣлать нельзя п не нужно дѣлать. Поэтическими олицетвореніемъ этой растерянности и явился Б. Онѣгинъ. Такъ я пони- маю его, — правильно ли, судите сами. Прибавлю только, что Пушкинъ одинъ изъ первыхъ подмѣтилъ эту новую разно- видность русскихъ чѵдаковъ. Въ 1822 году, когда онъ начали писать свой романъ, было много и рѣшившихся на все, и нерѣшительныхъ патріотовъ, но разочарованные еще не бро- сались въ глаза, какъ нослѣ 1825 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1