Ключевский В.О. Очерки и речи

— 91 - Церковь дѣйствуетъ на особомъ попршдѣ, отличномъ отъ поля дѣятельности государства. У нея своя территорія — это вѣрующая совѣсть, своя политика — оборона этой совѣсти отъ грѣховныхъ влеченій. Но, воспитывая вѣрующаго для г р я- д у щ а г о града, она постепенно обновляетъ и перестроиваетъ и градъ, здѣ пребыв ающій. Эта перестройка граждан- скаго общежитія подъ дѣйствіемъ церкви— таинственный и поучительный процессъ въ жизни христіанскихъ обществъ. Церковный историкъ рѣдко находить случай и поводъ бро- сить взглядъ на эту работу, глубоко сокрытую подъ покро- вомъ явленій, далекихъ отъ главнаго предмета его наблю- деніи. Онъ наблюдаетъ вѣрующаго въ кругу его религіоз- ныхъ обязанностей и отношеніі и выпускаетъ его изъ вида, какъ скоро онъ выходить изъ непосредственнаго дѣйствія церкви и, какъ гражданинъ, погружается въ бурливый потокъ гражданскихъ интересовъ и отношеній. Наблюдателю этихъ интересовъ и отношеній не разъ и приходится встрѣчаться съ явленіями, передъ которыми онъ останавливается въ раз- думья. Онъ видитъ источники этихъ интересовъ, пружины, коими движется механизмъ гражданскаго общежитія. То обыкновенно мутные источники, жесткіе, желѣзные рычаги: черствый эгоизмъ, слѣпой инстинкта, суровый законъ, обузды- вающей порывы того и другого. И среди стукотни этого механизма вдругъ послышится наблюдателю звукъ совсѣмъ иного порядка, запавшій въ житейскую разноголосицу откуда- то сверху, точно звонъ колокола, раздавшійся среди рыноч- ной суматохи. Въ ветхомъ и пыльномъ свиткѣ самаго сухого содержанія, въ купчей, закладной, заемной, мѣновой или духовной, подъ юридической формальностью иногда прозву- читъ нравственный мотивъ, изъ-подъ хозяйственной мелочи блеснетъ искра религіознаго чувства, — и вы видите, какъ 'темная хозяйственная сдѣлка озаряется извнутри теплымъ свѣтомъ, мертвая норма права оживаетъ и перерождается въ доброе житейское отношеніе, не соотвѣтствующее ея первоначальной природѣ. Вота передъ нами духовная одной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1