Передуманное и прежитое

— Здравствуй, Таня, — въ школу?.. Нѣтъ! — отвѣчала дѣвочка печальными голосомъ. Хозяйка послала за полученіемъ денегъ! А въ будущее воскресенье придешь? — сказала я въ видѣ утѣшенія, продолжая путь. Отвѣта не было. Я не- вольно оглянулась съ мыслью: куда же она такъ скоро исчезла? Закрывши глаза концомъ своего чернаго платка, Таня горько плакала, плечи ея судорожно подергивались. Я сама готова была заплакать при видѣ этого дѣтскаго горя и старалась ее успокоить. я сама пойду къ твоей хозяйкѣ, — говорила я, и по- прошу ее непремѣнно отпускать тебя! — Ахъ, нѣтъ! нѣтъ! — сказала испуганно Таня,— Она прибьетъ меня, нѣтъ лучше не ходите! Грустная шла я въ школу, перечисляя въ умѣ всѣ тѣ ужасныя условія, при которыхъ приходится выступать на борьбу съ народнымъ невѣжествомъ, и только видъ школы, веселыя лица дѣтей и беззаботный дѣтскій смѣхъ, который слышался еще до входа въ школу, изгладили во мнѣ это впечатлѣніе. 7 ноября 1871 года. Погода играетъ большую роль въ жизни нашей воскрес- ной школы: идетъ дождь, и не досчитываешься 10 20 пре- данныхъ школѣ ученицъ: однѣхъ не пустила маменька, по- тому что башмаковъ нѣтъ, другихъ, потому что башмаки новые — жаль надѣть въ грязь (факты изъ жизни). Сегодня была прелестная погода, и въ школу собралось 154 ученицы. Постороннихъ также было человѣкъ около 20. Не знаю, на- звать ли постороннимъ барона Корфа. Въ школѣ онъ со- всѣмъ непохожъ на посторонняго. Когда, обращаясь къ классу, онъ говоритъ — «дѣти!», въ возгласѣ этомъ такъ много теплоты, точно онъ знаетъ каждую изъ ученицъ съ колыбели, да и самыя ученицы говорятъ съ ннмъ, точно давно-давно знаютъ его. Сегодня мы слышали два его урока: одинъ въ старшемъ классѣ по ариѳметикѣ, другой въ подготовительномъ по «Нашему другу». Трудно рѣшить, какой изъ нихъ былъ со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1