Передуманное и прежитое

— 15 — прометировать себя. Такіе люди прикапываются къ мело- чамъ, придаютъ имъ огромное значеніе, сосредоточиваютъ на нихъ все свое вниманіе и, отдавшись имъ всецѣло, ге- ряютъ способность взглянуть въ лицо самому дѣлу, почув- ствовать его жизненность, заглянуть въ его душу, попро- бовать его пульсъ и съ наслажденіемъ удостовѣриться, что это живой организмъ, способный расти и развиваться. Такъ, напр., недавно одинъ молодой педагогъ вмѣсто того, чтобы вглядѣться, съ какой энергіей работаютъ мои 30-лѣт- нія ученицы, завидѣвши у одной изъ нихъ матовую доску, по которой она обводила буквы, пришелъ въ ужасъ. На- прасно я увѣряла его, что это временная мѣра, что ученица нуждается въ механическомъ трудѣ для выработки почерка и т. д. Ничто не помогло— юный педагогъ до того ахалъ и охалъ, что, казалось, отъ этого происшествія должна была погибнуть вся школа. Не таковы люди второго разряда: школа не предста- вляется имъ «охотой за ошибками» (какъ называетъ это Ми- ропольскій въ своей статьѣ «Ученическія сочиненія»). Они входятъ въ нее съ любовыо къ дѣлу, они силятся найти въ ней какъ можно больше хорошаго, какъ мать въ люби- момъ дѣтигцѣ, они увлекаются всѣмъ, чѣмъ можно увлечься, они радуются всему, чему можно порадоваться, и вселяютъ то довѣріе и вызываютъ ту откровенность, которая одна способна только помочь критикѣ заглянуть въ душу школы. Къ разряду этихъ людей принадлежитъ и баронъ Корфъ,— отношенія его къ школѣ полны той любви, того фанатизма, которые магически отзываются въ душахъ людей, способ- ныхъ увлечься извѣстной идеей и отдаться ей всецѣло на всю жизнь. Такіе люди, какъ онъ, вызываютъ послѣдовате- лей своихъ стремленій, они сильны своей любовыо и пре- данностью къ дѣлу, и эти стремленія не умираютъ съ ихъ тѣломъ. 15 ноября 1871 года. Вчера я объявила своимъ ученицами объ отъѣздѣ и просила ихъ сказать мнѣ откровенно, съ которой изъ учи- тельницы желаютъ онѣ безъ меня заниматься. Сказавши

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1