Передуманное и прежитое

— 16 — это, я ушла на нѣсколько минутъ, чтобы дать имъ возмож- ность посовѣщаться на свободѣ. Когда я возвратилась, всѣ, повидимому, сошлись на одномъ рѣшеніи и успокоились. «Чѣмъ же порѣшили? » спросила я. «Желаемъ заниматься у вашего брата Леонтія Даниловича, потому что онъ ужасно какъ похожъ на васъ лицомъ и голосомъ!» — «Очень рада, — сказала я, — не потому, что онъ «похожъ на меня лицомъ и голосомъ», а потому, что онъ хорошій учитель и будетъ хо- рошо заниматься съ вами». Передъ отъѣздомъ я оставила JI. Д. подробную пись- менную характеристику каждой ученицы съ отчетомъ о ея знаніяхъ. Сегодня пришли проститься со мною еще разъ Елизавета Яковлевна и еще одна ученица. Я усадила ихъ, и мы прогово- рили часа два. Е. Я. была какъ-то особенно разговорчива и откровенна. «Знаете, Христина Даниловна, — говорила она мнѣ, — я до того рада, до того рада, что научилась грамотѣ, что сама себѣ не вѣрю, — проснусь иногда этакъ ночью и думаю спросонка: «что, какъ мнѣ это приснилось?» Такъ бы вотъ, кажется, встала, да за книжку, чтобы удостовѣриться. II съ дѣтства же была у меня эта страсть: помню, было намъ, дворовымъ дѣвочкамъ, лѣтъ по 14, когда старая ба- рыня посулилась учить насъ грамотѣ. Выбрали сначала одну (Господи, какъ мы ей завидовали!), говорятъ: «по- смотримъ, что изъ нея выйдетъ?» Нужно же — грѣхъ такой доучилась она грамотѣ и убѣжала съ учителемъ. Тутъ ста- рая барыня говоритъ: «Теперь кончено! Чтобъ ни одного человѣка въ дворнѣ не было грамотнаго!» Такъ и застыла наша грамота — нечего было и думать. Выдали меня замужъ, прожили мы съ мужемъ, слава Богу, благополучно 20 лѣтъ, дѣтей нѣтъ; думаю себѣ, возьму воспитанницу и взяла вотъ эту самую Машу, что въ школѣ у насъ учится Ужъ ее-то непремѣнно хотѣла научить гра- мотѣ; только вотъ бѣда — дѣвочка уже порядочная — лѣтъ 14, чтобы еще не избаловалась въ ученьѣ. Стала совѣтоваться съ знакомыми, они и говорятъ мнѣ: «Знаете, нѣтъ лучше въ городѣ, какъ воскресная школа: если хотите, чтобы дѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1