Передуманное и прежитое

— 17 — вочка выдержку имѣла, отдайте туда, а выучиваютъ какъ скоро, такъ это страсть!» Подумала я, подумала и послала. Гляжу мѣсяца черезъ два Маша моя, какую ни попадетъ книгу, каждое слово разберетъ, и весело мнѣ смотрѣть на нее, и завидно. Задумала я себѣ думу и спрашиваю ее: «Маша! съ кѣмъ бы это мнѣ тамъ у васъ посовѣтоваться насчетъ ученья? Можетъ, и меня бы научили?»— «Съ Хри- стиной Даниловной, сказала мнѣ Маша, она васъ непре- мѣнно научитъ — она, говорятъ, очень легка на руку!» «Ну спроси!» Жду я ея не дождусь будущее воскресенье изъ школы. Пришла. «Ну, что?» говорю. — «Спрашивала». «І\акъ же ты спрашивала?» — «Такъ, какъ вы приказали— говорю: «Одна дама желаетъ у васъ учиться и деньги даже за это пла- тить!» — «Нто жъ X. Д.?»— «Отказалась: мы, говорить, барынь не учимъ!» — «Эхъ, дура, дура, говорю я ей,' какая же я барыня или дама— ты бы сказала, что я безграмотная, а если я деньги желаю платить, такъ это отъ моего усердія за ихъ труды — больше ничего!» Ну, тутъ ужъ вы знаете, какъ она привела меня къ вамъ и какъ вы уговорили меня ходить въ школу; сначала было немножко страшно, а теперь просто, будто я вѣкъ въ ней была. Грустно мнѣ оставлять школу на мѣсяцъ, только и при- миряетъ мысль, что покидаю ее для нея же и черезъ мѣ- сяцъ опять возвращусь къ ней, соскучившись и почерпнувъ въ отдыхѣ новыя силы для работы. А работы много, — такъ много, что подчасъ нападаетъ тяжелое раздумье «не поздно ли?» и вопросъ о томъ, «имѣешь ли право учить?» при со- знаніи своего невѣжества, является какимъ-то зловѣщимъ вопросомъ. Сидишь надъ книгами, работаешь, читаешь, подчасъ пере- читываешь три-четыре раза одну и ту же страницу, пока не доберешься до смысла, пока не отдашь себѣ яснаго отчета въ прочитанномъ. И что же выходить изъ этого? Положимъ, что такого рода чтеніе способствуетъ общему развитію, но даетъ ли оно знанія, тѣ знанія, обладать ко- 2 Псредумаппое п пережитое. дб Ш&ваш оиблютю» 1 м. А. И. Горькзге I Г. КАЛИНИН *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1